История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Патриарх Никон. Труды. Дела Святейшего Никона Патриарха, паче же рещи чудеса врачебныя ...

ДЕЛА СВЯТЕЙШЕГО НИКОНА ПАТРИАРХА, ПАЧЕ ЖЕ РЕЩИ ЧУДЕСА ВРАЧЕБНЫЯ ...


Патриарх Никон.Труды

Научное исследование,

общая редакция В.В. Шмидта



ДЕЛА СВЯТЕЙШАГО НИКОНА ПАТРИАРХА, ПАЧЕ ЖЕ РЕЩИ ЧУДЕСА ВРАЧЕБНАЯ, ЯЖЕ СОДЕЛАЮЩЕ ЖИВ СЫЙ, БЕ ВО ИЗГНАНИИ В ФЕРАПОНТОВЕ И В КИРИЛЛОВЕ МОНАСТЫРЕХ1


Святейший Никон Божиею милостию Патриарх, будучи во изгнании в предреченных монастырех, крепляшеся духом благодаря, веселяшеся, яко сподобися за ревность Божию изгнание претерпети. К сему же видя себе от прежде бывших многих смущений и трудов упразднена, ни о чесом же ином тако печешеся, яко еже не быти праздну, ведая бо яко праздность всякому злу вина бывает. Сего ради нача пребывати в молитвах и постах и трудех непрестанных, яко же писания в житии его являют. Бога взыскати паче возлюби, на врага же диавола за то гневатися, к человеком же Божию, еже есть ко ближнему по заповеди любовию прилежати, благодаря во всех, елико возмогоша, паче же всего ко оскорбленным и бедствующим и страждующим от духов нечистых и различных болезней изнемогающим: по обыкновенному своему снисхождению о целбах их промысл творяще, не инымы же киими лекарствы надеяшася уврачевати, точию духовен сый врач, духовная и былия употребляше, яже есть молитвы, от святых отец преданыя, над бедствующими (беснующими) прочитоваше и честным крестом знаменуя и святою водою кропляя и маслом святым помазуя, премногих исцели, и и(х) же число и различие недугов и какова кто чина и от коей страны и веси и в кая времена таковая чудотворения врачевства содеяшася, вся сия вкратце обретается в книге сей; писана сице.


7181 году:


1. Вологоцкаго уезду, вотчины Кириллова монастыря, деревни Ортюкинской крестьянина Григория Игнатьева жена Улияна Иванова дочь болела ногою, которая от колена вниз гнила, и смрад лют шел, и волосатик был; помазана маслом и благодатию Божиею исцеле; и бысть здрава.

2. Ферапонтова монастыря деревни Захарьина вдова Феодоровская жена Агрипена Осипова болна была ногою; исцеле.

3. Кириллова монастыря села Рукинскаго, деревни Дунина крестьянина Тимофея Семенова жена Екатерина Григорьева дочь была разслаблена, не владела всеми уды; здрава стала.

4. Кириллова же монастыря села Волоцкаго, деревни Шовницына крестьянина (Сковницына) Самуила Вохромеева жена ево Фекла болела рукою, в которой волосатик был, абие вышел и рука зажила.


7182 году:


5. Сентября 10-го дня. Белоезерскаго уезду, поместья Киприана Ошушкова, села Влохова попа Иоанна Ефремова попадья Марфа Данилова была болна два года падучею болезнию; и Божиею милостию здрава стала.

6. Игнатья Башкова з Дитятева Калинина жена Ксения слепа была семь лет; видеть стала.

7. Декемврия в 17 день. Вологоцкаго уезду Саимския волости, селца Нескова помещик Савва Иванов сын Лихарев нутром болен был семь лет; стал здрав.

8. Того же Белоезерскаго уезду Александра митрополитова крестьянин Данило болен был четыре года падучею болезнию; стал здрав.

9. Кирилловской работник Харитон болен четыре года порченою болезнию, приходил к Никону Патриарху; благодатию Божиею здрав стал.

10. Того же Кириллова монастыря двороваго человека квасовара жена была падучею болезнию одержима; здрава стала.

11. Того же Кириллова монастыря рыболова жена болела падучею болезнию; здрава стала.

12. Того же Кириллова монастыря портного мастера дщерь девка болела тою же болезнию; здрава стала.

13. Декабря в 6 день. Белоезерскаго уезду, Лупсарския волости Архангельскаго села поп Трофим Иванов болел внутреннею болезнию; здрав стал.

14. Того же числа. Вотчины Воскресенскаго монастыря села Богословскаго крестьянин Трофим приходил с сыном своим Матфеем в Ферапонтов монастырь; болезнь его страхование зелное от диавола. Молитвы сотворены над ним и отыде здрав восвояси.

15. Генваря в 9-й день. Белоезерскаго уезду, Иванческой волости, деревни Тщанова крестьянина Иоаннова жена Павлова Маремьяна падучею болезнию была одержима; здрава стала.

16. Есюмския волости поместья Иоанна Феодорова сына Полтова крестьянка рукою не владела правою; стала здрава.

17. Генваря в 10 день. Белоезерскаго же уезду Рождества Богородицы, деревни Черноморскова, крестьянина Кирилла Спиридонова жена Анна, Борисова дочь, болела забытною болезнию и с девочкою Ефросиниею; быша здравы.

18. Заболовские волости крестьянин Илья Борисов болен был забытною болезнию; и исцеле.

19. Ферапонтова монастыря деревни Ливинской крестьянина Осипа Филипьева жена Праскевия Зиновьева была разслаблена; стала здрава

20. Григория Овцына из за Кубенскаго озера крестьянка, жена ево, была немощна и болезнь ея сицевая: до чего докоснется и то все мнела быти погано, и того ради своима руками ни пила, ни ела, все люди кормили, и ничего не делала сама, ни пекла, ни варила; молитвами Святейшаго Патриарха бысть здрава.

21. Вотчины Фераповтова монастыря деревни Белоусова крестьянина Самуила Никифорова дочь, девка Марфа, больна была: страшилась и бесов видела; здрава стала.

22. Генваря в 12 день. Чаронския округи Пунемския волости, деревни Андреевския, крестьянина Иоанна Петрова жена Федосья Емельянова была разслаблена; здрава стала.

23. Кирилловския вотчины Старыя Ерги деревни Сувровы крестьянина Федора Иоаннова жена ево болела: страх был велий; и от сего исцелела.

24. Генваря в 22 день. Кирилловской вотчины деревни Дымкова крестьянин Павел Кондратьев болен был падучею болезнию по ночам; исцелел и бысть здрав.

25. Вологоцкаго уезду села Стрелкова деревни Григорья Шишкина крестьянин Афонасей Марков болен падучею болезнию девят лет; здрав стал.

26. Февраля в 15 день. Белоезерскаго уезду Новоезерскаго монастыря Сучкова стану, Антополския волости, приходу Покрова Богородицы деревни Карповы крестьянин Иуда Иудин болен падучею болезнию; и от сея свободився, здрав восвояси отыде.

27. Февраля в 19 день. Ухтумския волости Вологоцкаго уезду Ильинскаго приходу деревни Яхомовы крестьянина Филиппа Иоаннова сына жена Ефросиния болна была черною болезнию лет з десять; и исцеле.

28. Февраля же в 20 день. С Вологды Троицкой слободы Никольскаго собору посадскаго человека Максима Панфилова сына Клушина сын его Лазарь болен был падучею болезнию; и сей такожде исцеле.

29. Марта в 4 день. Костромскаго уезду Угорскаго яру бобыль Иоанн Михайлов болен был падучею болезнию; исцеле, отыде.

30. Марта в 11 день. Кириллова монастыря Романовской слободки деревни Паштонкова крестьянин Савва Леонтиев болел падучею болезнию пять лет; здравие получив, отыде.

31. Марта в 16 день. С Котюгии от Ильи пророка поп Георгий страдал болезнию сицевою: страх был на нем великий; и молитвами Святейшаго Патриарха здрав бысть.

32. Тое же волости деревни Ловы крестьянин Иоанн Нестеров страдал падучею болезнию семь лет; и исцеление получив, отыде.

33. Марта в 20 день. Белозерскаго уезду деревни Панфилковы крестьянина Антона Павлова жена Феодора, Трифонова дочь, больна была галическою болезнию; здрава стала.

34. Марта в 22 день. Вологоцкаго уезду волости Корни деревни Есхина крестьянина Семена Васильева жена Матрена, Тимофеева дочь, больна была галическою болезнию; здрава стала.

35. Саимския волости деревни Афонасьевы крестьянина Иоанна кузнеца жена Улияна галическою болезнию одержима была; здравие получи.

36. Марта в 30 день. Слоботския волости деревни Арихтовы крестьянина Павла Артемьева сын его Иоан болен был падучею болезнею; и исцелев, отыде.

37. Апреля в 1 день. Березенския волости Петропавловскаго приходу, деревни Баланлава крестьянин Никифор болен был падучею болезнию; здрав стал.

38. Апреля в 3 день. Сьямы крестьянской сын Михайло болен был падучею болезнию; исцелел.

39. Из Заболотья крестьянской сын Потап именем тем же недугом болен был; исцелел.

40. Кириллова монастыря Уломския волости, деревни Дымковы крестьянин Павел Кондратьев болен был черною болезнию; и молитвы говорены над ним, здрав стал и исцелел.

41. Апреля в 31 день. Князя Самойла Шейсупова раба девка Анна болела забытною болезнию; молитвы говорены, здрава стала.

42. Маия в 13 день. Волости Сурския деревни Сарки крестьянина Никиты Семенова жена Мария, Прохорова дочь, больна была черною болезнию; здрава стала.

43. Волости Колначевския Петровскаго приходу деревни Демидовы крестьянина Козмы Архипова жена Соломия, Козмина дочь, болела волосатиком: исцелела.

44. Белоезерскаго уезду волости Кулигии деревни Агеевы крестьянин Герасим Гаврилов без ума был; исцелел.

45. Кириллова монастыря Великаго села, деревни Дуровы, крестьянин Еремей Игнатьев испорчен — ускуплен был; и молитвами блаженнаго здрав стал.

46. Саржския волости деревни Жогова у крестьянина Стефана Валутина, работника Клима Никифорова, была кила привязана; молитвы говорены, стал здрав.

47. Иулиа в 10 день. Вологоцкаго уезду Уголской волости деревни Левова помещик Григорей Федоров, сын Свиязев, болен был падучею болезнию; и исцелел.

48. Соровския волости Кнутова сына боярскова Алимпия Олухтина дворовая женщина Ксения Попова, дочь Мартынова, жена Матвеева болела некоторою болезнию; здрава стала.

49. Иулиа в 21 день. Со взвозу крестьянской сын именем Иоан, болел падучею болезнию, исцеле.

50. Вологоцкаго уезду ис Троечины Ухтомскаго погосту деревни Хоршики старица Анисья больна была падучею болезнию пятнадцать лет; здрава стала.

51. Из Пошехонскаго уезду села Любца крестьянина Федора Пахомиева жена Ирина, Леонтиева дочь, больна была, руками не владела; здрава стала.

52. Из Вятки города Хлынова купца посадской человек Никита Васильев Суцов ногою болел два года; здрав стал.

53. Из Шуйскаго села крестьянин Иоанн Алексеев болен был ногою два года; здрав стал.

54. Августа в 19 день. Белоезерскаго уезду помещик Ирдомския волости села Борисоглебскаго Никифор Петров, сын Микулин, болен был зубами; здрав стал.

55. Галицкаго уезду от Соли крестьянин Савва, Иванов сын, болен был падучею болезню; исцелел.


7183 году:


56. Семтемврия в 30 день. С Вологды села Фрязина крестьянина Семена Яковлева жена Анисья, Дементиева дочь, больна была галическою болезнию; и молитвами и кроплением Святейшаго здрава стала.

57. Октября в 8 день. Города Твери посадской человек Даниил болен был падучею болезнию; здрав стал.

58. С Сытколскаго была женщина Екатерина болна галическою болезнию; здрава стала.

59. Октября в 28 день. Надпорожския волости села Покровскаго крестьянина Харитона, Стефанова дщерь, девица Феодосия больна была падучею болезнию; здрава стала.

60. Ноября в 8 день. Кириловской волости деревни Шертина крестьянина Артемия Семенова, сына Тетерина, жена Фекла, Исакова дочь, кровоточива была; здрава стала.

61. Декабря в 22 день. Из Пешехонья сын болярской Никифор Филиппов, сын Наурин, привозил жену свою Ксению, Елизарьеву дочь, а она одержима была болезнию галическою; здравие получи и отъиде.

62. Генваря в 4 день. Чаронския округи Вещезерския волости Петровскаго приходу Шобунинской деревни крестьянина Иоаникия Кирпякова сын его Иеремий страхом одержим бысть велиим, бесов видел и душили его; и молитвами Святейшаго Никона здрав стал.

63. Ферапонтова монастыря служка Иван Кривозубов болен был, бесовской шум слышал и хотели задушить; молитвы говорены, стал здрав.

64. Из под Вологды же сын боярской Василей Вараксин болен был галическою болезнию; здрав стал.

65. Генваря в 14 день. Из Тольския волости Рождества Богородицы диачка Василея Федотова жена его Маремиана, Авксентиева дочь, болна была изумлением и страшилася; молитвы говорены, здрава стала.

66. Государевы дворцовой волости з Бору крестьянка Васса больна была черною болезнию; здрава стала.

67. Из под Вологды Масленой волости боярская крестьянка Ксения, литовка родом, болела галическою скорбию; стала здрава.

68. Генваря в 15 день. Вологоцкаго уезду Кузмерския волости деревни Афилихи Фроловскаго приходу крестьянин Андрей Вохрамеев болен был падучею болезнию; абие исцеле.

69. Генваря ж в 20 день. Белоезерскаго уезду из Озадков Федора Яковлева жена Анна, Никифорова дочь, болна была забытною болезнию, а по ночам находило и давило; молитвы говорены и бысть здрава.

70. Из Череповца приходу Спаскаго деревни Вартовския крестьянин Евстафей Иродионов болен был черною болезнию; здрав бысть.

71. З Бору с погосту крестьянка Васса болела падучею болезнию; здрава стала.

72. Из Нова города Великаго с Коржавы улицы рыбак Флор Зиновиев болен был падучею ж болезнию; исцелел и стал здрав.

73. Генваря в 22 день. Белозерца Игнатия Башковскаго дочь отроковица Марья больна была: по ночам не спала, демон давил; молитвы над нею говорены, стала здрава.

74. Февраля во 2 день. Из Пешехонья из Любца Василия Башмакова крестьянка Феодосья одержима была бесом, не говорила, не молилася и не крестилася, изломана от демона была; молитвы говорены, бысть здрава.

75. Из Вологоцкаго уезду вотчины болярина Петра Васильевича Шереметьева крестьянин Андрей болен был: изумлялся на всяк день и трясся; молитвы говорены и стал здрав.

76. Ярославскаго уезду села Прозоровскаго, Прозоровских князей крестьянин Федор болен был падучею болезнию; стал здрав.

77. С Москвы от Георгия меж Никицкия и Тверския улиц Никиты священника из богадельни казенной стрелец Иоанн болел галическою болезнию; и исцелел.

78. Февраля в 10 день. С Вологды из Калашной улицы торговой человек Тимофей Пантелеев, сын Суханов, изумлен был; молитвы говорены над ним, стал здрав.

79. Из под Кириллова Новой слободы портного мастера Никиты Денисова, сына Грязевскаго, жена Акилина Панкратьева больна была: безумствовала и того ради пострижена, преименована Антонида; здрава стала.

80. Февраля в 20 день. Из за Онежья Мачерскаго погоста деревни Илеима крестьянина Семена Федорова, сын Иоанн, болен был падучею болезнию сый десять лет; молитвы говорены и помазан елеом, здрав стал.

81. Марта во 2 день. С Устюга из Троицкаго приходу князя Иоанна Масальскаго крестьянина Афонасия Никифорова сын Григорий болен падучею болезнию; и бысть здрав.

82. Марта в 14 день. Белозерскаго уезду Шунскаго стану, Георгиевскаго приходу деревни Кузминския князя Федора Еленкова крестьянин Иоаким Митрофанов был болен черною болезнию, немощию; исцелел и стал свободен от нея.

83. Ярославскаго уезду села Глебовскаго головы Юрия Лутоксина крестьянская дочь девка Анастасья Антропиева была болна, пять лет в безумстве была и не говорила ни с кем; молитвы говорены, стала здрава.

84. Марта в 13 день. Вологоцкаго уезду Курозерския волости, Флоровскаго приходу вотчины Иоанна Кондырева деревни Борсинской крестьянин Ефрем Назарев был болен: соннаго било падучею болезнию; и бысть здрав.

85. Марта в 29 день. Вологоцкаго уезду волости Томаши, Введенскаго приходу деревни Подгорья Афанасия Кастюрина крестьянина Татиана, Аникиева дочь, больна была падучею немощию; стала здрава.

86. Марта в 30 день. Говорены молитвы Вологоцкаго стараго села Никольскаго над Ивановым человеком Кондырева, над Ермолаем Иевлевым, а он был болен бесовским насилством; и бысть здрав.

87. Маия в 10 день. Ярославскаго уезду села Давыдкова крестьянин Иван Федоров болен был черною болезнию; здрав стал.

88. Апрелия во 2 день. Корнилиева манастыря прислан приспешник Данило, трясовицею заболел; молитвы читаны, здрав стал.

89. Маия в 9 день. Прилуцкаго монастыря слободы прислан повар Василей Измайлов, ума изступлен; молитвы говорены, стал здрав.

90. Иуниа в 12 день. Белосельскаго уезду села Любца государева крестьянина кузнеца Иосифа, сына Кожевникова, жена его Марфа Исаева была изумлена, дралась и билась; молитвы говорены, здравие от того получила.

91. Из Пешехонья Любенския волости из Городища крестьянин Семена Полуехтова его родственник Андрей Васильев изумлен был; и стал здрав.

92. Августа в 14 день. Коромския волости деревни Зуевской крестьянин Козьма Леонтиев болен был: ухващаем от демонов от юности; молитвою Святейшаго здрав стал.

93. Августа в 29 день. Кириллова монастыря с волоку деревни Кудрина крестьянин Афонасей Пантелеймонов трясавицею болен был; здрав стал.

94. Кириллова монастыря села Колкача, деревни Чиркова крестьянина Евсевия Стефанова жена Антонида, Сидорова дочь, болела черною болезнию; здрава стала.


в 7184 году:


95. Октября в ... день. Города Костромы с посаду церкви Козмы и Дамиана, что в Кузнецах, поп Андрей Стефанов испорчен был: неможно службы святыя служити и евангелие чести, страх на нем велий был; молитвы говорены над ним и маслом святым помазан, здрав стал.

96. Ноября в 24 день. Из Кемы Иоанна Дементиева девка Ефросиния Леонтьева болела падучею болезнию; молитвы говорены, здрава стала.

97. Ноября в 27 день. Белозерскаго уезду Троицкаго монастыря с устья Шексны реки Заболоцкие волости, Рождества Богородицы деревни Рыхлины, крестьянин Илья Борисов болел падучею болезнию; здрав стал.

98. Декабря в 8 день. Новогородскаго уезду Любатинской волости, деревни Нестрелова крестьянина Алексия Нестерова сына жена Праскевия, Зотова дочь, болела падучею болезнию; здрава стала.

99. Того ж Люботинскаго погосту деревни Слудни крестьянин Никифор Иудин болел черною болезнию; здрав стал.

100. Декабря в 21 день. Троицкаго монастыря с устья Шексны реки из Заболотья, села Шекина крестьянин Петр Андреев болен черною болезнию; молитвы говорены, здрав стал.

101. Генваря в 15 день. Кирилловской вотчины, Покровскаго приходу деревни Завуломскаго крестьянина Стефана Семенова сын Иван болен был падучею болезнию; молитвы говорены, здрав стал.

102. Генваря в 17 день. Ферапонтова монастыря деревни Бяковскаго крестьянина Артемия Игнатьева сын Петр болен был: демон в нем был; свободився и здрав бысть.

103. Генваря в 20 день. Белоезерскаго уезду с устья реки Шексны Кириллова монастыря села Великовелья крестьянин Тарасий Иосифов болен был трясавицею, распух что бочка; молитвы говорены, стал здрав.

104. Бывшаго крестьянина тояж вотчины Феофила Алексиева внучек Иван болен гнетеницею; молитвы говорены, стал здрав.

105. Генваря в 21 день. Белозерскаго уезду, Заболоцкие волости деревни Новой крестьянина Федора Иевлева сын Гавриил болен падучею болезнию; и молитвами Святейшаго стал здрав.

106. Генваря в ... день. Из Каргополя Никольскаго диакона имя рек диаконица Мария, Герасимова дочь, была больна, горбата, не могла ходить, ни сидеть два года, а стала здрава.

107. Февраля в 23 день. С Ваги Верхованскаго посаду диачек земской Афонасей Елизарьев, сын Безсонов, болел падучею болезнию; молитвы говорены, бысть здрав.

108. Февраля в 26 день. Вологотскаго уезду, Никольскаго погосту, деревни Якишилова крестьянина Анфима Артемьева дочь девочка Гликерия больна была падучею болезнию; молитвы говорены; стала здрава.

109. Февраля в 28 день. Новогородскаго уезду, Бежецкия пятины, Белозерския половины, Вхонскаго погосту сельца Огомонова Иван Васильев, сын Мусин, болен был, изумлен; молитвы говорены; стал здрав.

110. Марта в 4 день. Чаровския округи из Шангии Феофиловы деревни крестьянина именем Исаака жена Соломанида больна была трясавицею; молитвы говорены; здрава стала.

111. Марта в 20 день. Белозерскаго уезду, Чюжбоя погоста церкви Рождества Богородицы попа Павла Матвеева попадья Евдокея, Васильева дочь, больна была порчею галическою; здрава стала.

112. Февраля в ... день. Ферапонтова монастыря трудник Иаков тосковал, болел трясавицею; здрав молитвами его стал.

113. Марта в ... день. С Устюжны железной Троицкой понамарь Емилиан Спиридонов был слеп; святым маслом помазаны очи; стал здрав.

114. Да с Устюжны же были посадския люди Григорей Ефимов сын Пестов, да Яков Новиков, были больны черною болезнию; молитвы говорены; стали здравы.

115. Да с ними же была девица слепа; стала видети.

116. Да с Устюжины ж был посадской человек Иван Орлов, болен был; стал здрав.

117. Из Суждаля Покровскаго девичья монастыря вотчины Белозерскаго уезду, села Ухтомы крестьянина Семена Емельянова жена Дарья, Артемьева дочь, больна была тридцать лет галицкою болезнию, всякими голасы кричала; молитвы говорены и елеем святым помазана; здрава стала.

118. Из за Бела озера сына боярскаго Ивана Патрекеева мучили бесы; молитвы говорены, стал здрав.

119. Города Вологоцкаго некоторый человек, ради пользы своея, Федор, Волоцкой сын, приходил ко Святейшему, а болезнь была: занимался проход и тем болел тяжко; помазан святым елеем, стал здрав.

120. Ферапонтова монастыря из слободы служняя жена Ивана, Филиппова сына, приходила со младенцем, а на младенце болезнь была зыбошная, сиречь бесом мучим; молитвы говорены и помазан святым елеем; здрав стал.

121. Слуги Григория, Бовина сына, жена приходила со младенцом, а младенец болел, бесом мучим был; молитвы говорены и елеем помазан, стал здрав.

122. Слуги Дорофея Исаакова жена приходила с младенцом, а болезнь была зыбочная; молитвы говорены и помазан маслом; стал здрав.

123. Портного швеца Ивана Черномора жена приходила со младенцом больным; молитвы говорены и помазан маслом; стал здрав.

124. Дьячка Василия Данилова жена приходила с больным младенцом, а на младенце болезнь была зыбочная; молитвы говорены и маслом помазан; стал здрав.

125. Дьячка Михаила Исаакова жена приходила со младенцом больным, котораго бес мучил; молитвы читаны, маслом помазан; стал здрав.

126. Вдова Антонида приходила с дочерью с малою, а в другой раз приходила с сыном с малым, с больными; молитвы говорены и маслом помазаны; стали здравы.

127. Повара Леонтия жена приходила со младенцом больным, а на младенце болезнь была зыбочник, сиречь бесом мучим; молитвы говорены и маслом помазан; стал здрав.

128. Истопника Никиты Никитина жена приходила с дочерью больною, бесом мучимую; молитвы говорены и елеем помазана; здрава стала.

129. Старосты Кирилла Тимофеева жена приходила со младенцом больным; молитвы говорены и елеем помазан; стал здрав.


Видение Патриарха Никона в Воскресенском монастыре

в 1660 году


1682 году в день недельный Святейший Никон Божиею милостию (Патриарх) будучи в своем строении Жавоноснаго (Христова Воскресения монастыря) Новаго Иерусалима в день недельный во (святей церкви бдящу ему) с архимандритом Герасимом и с (прочиею братиею всякаго чина и возраста и), егда по чину (нача чести по первой кафисме) той преждереченный архимандрит Герасим (святое евангелие толковое) якоже обычай, и Святейшему Никону Патриарху (седшу) на своем месте от многаго труда, и абие приложися в тонок сон и обретеся в Московской великой церкви, идеже риза Господня. И зрит в церкви велий неизреченный свет, и от страха того неизреченнаго ужасеся; и во страсе зрит того храма на обе страны и видит из гробов востающих (всех архиереов) ту сущих от десныя страны Киприана и Фотия (и Филиппа) священномученика, а от левыя страны Иону митрополита и прочих всех. По сем зрит от олтаря от северных врат (пресветла) юношу идуща со многими последующими светлеющимися, яко бывает вход со святым евангелием, и той пресветлый юноша на руках нося царский венец; и с теми светлеющимися те все архиереи соединяся пойдоша во святый олтарь отверзеным сущим святым и великим вратом. И той пресветлый юноша царский венец поставляет на престол пред святым евангелием. Той же Святейший Никон Патриарх во страсе последуя им, обретохся от десныя страны престола, и зрит свет такожде неизреченный, и в тем свете видит воставша Первопрестольнаго Петра митрополита великаго чудотворца, вкупе и Геннадия и грядуща ко преждереченным архиереем, онем же уставившим ему с честию дающе первенство. Той же Петр митрополит став на обычном первом месте у сватаго престола и чрез царский венец простре руку на святое евангелие и рече Святейшему Никону Патриарху: засвидетельствуем тебе, брате Никоне, сим священным евангелием, иди, глаголи царю, чесо ради он святыя церкви и святыя обители поработил и многия святыя вещи недвижимыя учинил царским своим повелением движимы, и царским державством неудоволился; восхитил на ся архиерейский суд; многия обители многочисленными пенязьми и многочисленными мерами хлеба оскудил и оскудити хощет. И Святейший Никон Патриарх во страсе велице отвеща: вы великие Первопрестольные архиерее о сем засвидетельствуйте, аз же смиренный много о сем глаголах и писах царю, и непреклонен к послушанию явился, наипаче возъявился, хвалится на мя мученми и изгнанми в заточение. И Петр великий чудотворец отвеща: ты, брате, в жизни сей, тебе подобает засвидетельствовати и пострадати о сем даже и до крове; аще ли же сего нашего речения не восхощет веровати царь и твоего свидетельства не приимет, и, простре руки со всеми архиереи на западную страну рек: зри, что по сем будет. И виде: белый свет в велицей церкви обратился в неизреченный пламень огня и с шумом громогласным пойде в царские чертоги бысть все пламенно видно. И в том велицем страсе он, Святейший Никон Патриарх, едва в себе пришед и узре вышереченнаго архимандрита Герасима стояща пред собою, ожидающа по чтении по обычаю благословеннаго прощения, уже и второй кафисме совершающейся. И Святейший Никон Патриарх в том часе исповеда то страшное видение ту сущим с ним, бдящим архимандриту Герасиму и протчей братии всякаго чина и возраста. И по отпетии Утрени своею десницею сие видение писал и ко благочестивейшему государю царю послал, и ничтоже вменено и забвению предано даже до днесь. А сие видение его, Святейшаго Никона Патриарха, вскоре збыстся тоя же нощи.


Видение дворянина Матвея Володимерова сына Оборина

в 1682 году3


190 году генваря в 28 день приехал в Воскресенской монастырь дворянин Матвей Володимеров сын Оборин, обьявил видение Святейшаго Патриарха Никона: многое де у него желание было чтоб быть у него, Святейшаго Никона Патриарха, на погребении, и забылся в своих суетах на Москве и того не получил. И после такожде обещался, чтоб быть у него, Святейшаго, на гробе и такожде за суетою своею на гроб бысть не прилучилось; а ездит де безпрестанно мимо монастыря. И нынешняго году в декабре месяце пропали де у него двое лошадей на Москве з двора его; и как он ехал нынешняго 190 генваря в 28 день к Москве и, едучи дорогою на поле Лучинском, в санях заснул и видел де во сне: как бы пришел Святейший Никон Патриарх и будил меня: «встань де, Матвей, и заедь ко мне на гроб; и буде заедешь на гроб и лошадей своих тот час сыщешь». И я от сна пробудился и обещался у Святейшаго Никона Патриарха у гроба быть. И как приехал я в подмонастырское село Вознесенское, в улице в обозе у проезжих обеих своих лошадей поймал. И в монастырь пришед и Святейшаго Никона Патриарха на гробе был и видение отцу архимандриту Герману и казначею Мардарию и иным братиям сказал.

У подлиннаго известия Матфей Оборин руку приложил.


Видение Марии Васильевны Волковой

в 1686 г.4


Дому царскаго Величества околничего Родиона Матфеича Стрешнева жены его сестра родная Мария Васильева бывшая дворянская жена Саввы Волкова жила в вотчине своей Волоколамскаго уезду в селе Дмитровском близ Вознесенскаго монастыря; бысть на ней велия скорбь: в ногах и руках не имела нимало има движения, но от скорби великой скрючены быша. Бысть же во 193 году апреля 3 дня явися в нощи ей Святейший Никон Патриарх повелевая: «во обитель мою повели себя привести и на гробе моем вели отпеть панахиду и узришь над собою благодать Божию и скорби твоей будет облегчение». Она же от сна воспрянувши, повеле себя вести во обитель Воскресенскую; и привезше ея к монастырю, повеле себя на своем носиле и внесше ея в болшую церковь Воскресенскую и стоящую персону у стены на левой стране Святейшаго Никона Патриарха увиде дворянская жена Мария скоча с носила своего на ноги своя и побеже до персоны Никона Патриарха и глаголя со слезами своими: повеле приити во обитель сию, сей ми явися нощию в доме своем и обеща ми исцеление подати рукам и ногам моим. И хапая руками своими персону стоящую на стене Святейшаго Никона Патриарха. И отпевше над гробом его панахиду и братии обители тоя почтение подаде и хваля Бога и угодника Его, Святейшаго Никона Патриарха, возвратися здрава в дом свой. А о болезни своей объявила, что не владела ногами и руками семь лег.

И молитвами его, Святейшаго Никона Патриарха, и ныне приходящия с верою ко гробу его, просяще исцеления, получают неоскудно.


Видение сторожа Диомида в 1691 г.


Бысть во оной обители Воскресенской в лето в 199 году месяца маия на день 24 на память Никиты столпника Переславскаго чюдотворца, бысть во оной обители определенной у большой Воскресенской церкви сторож именем Деомид и глазами своими не видя света ни мало и положенное ему исправляше послушание. И по вседневному обыкновению бывше им у той церкви двум сторожам и пред утренним благовестом за полчаса, из них один пошел на колокольню благовестить, а другой сторож, слепой Деомид, отперевши болшую церковь, взошед в нее и по обыкновению своему оныя церковныя висящия замки и ключи положи на полку в церкви за персону Святейшаго Никона Патриарха, которая стоит у стены церковной, взошед в двери церковныя на левой стороне. И бысть от тоя персоны глас: «Диомиде! Возри». И видя свет велий во всей церкви зажженны бысть все свещи пред святыми образами и в хрусталных висящих лампадах с елеем налиты на всех хорах засвещены; он же, страж, увиде в болшой церкви Святейшаго Никона Патриарха во отверстых царских дверях стояща во одеянии святительском и осеняюща, в руках своих имуща триекири и двоекири, стоящих в белых одеждах и пред ним поющих много в той церкви слышаше. И пошед из царских дверей в малую церковь Иоанна Предтечи, где есть гроб его, Святейшаго Никона Патриарха, и сие увидех и от страха паде на землю и не вем, кто подняша меня с земли и приведше в Предтечеву церковь пред Святейшаго Никона Патриарха, аз же не можах стояти на ногах от страха, по на коленях стоях пред ним. Святейший же Никон седяше на гробе своем и рече ми: «Мир всем на месте сем живущим. Не ужасайся, Диомиде. Аз бо есмь месту сему фундатор, но глаголи без боязни обители сея порученному началнику, чтоб в церкви Иоанна Предтечи над сим гробом моим чтоб по вся дни отправляли Литургию и панахиды, пели бы на память мою в сей день тезоименитаго моего угодника Никиту Переславскому чудотворцу празднество; а близ гроба моего не погребали бы — утеснение ми чинят». И благослови мя десницею, и помаза ми очи елеем у гроба горевшим, и невидим бысть от очию моею; аз же пад, поклонися на землю и лежа в безпамятствии. И в благовест утренний пришед панамарь монах Трифон в церковь, видех свещи и ламнпады зажженыя, начат гасити, но не може погасити и искаше сторожа церковнаго, но не нашед, поиде ис церкви в сторожную полату, подумав, что спит, но не обрете никого. И в то время пришедше по обычаю братия в церковь, видевше свещи зажженыя все и удивляшеся велми что благовест в малой колокол, а свещи возжены все и спрашиваху панамаря. Он же рече: не вем для чего и не могу найти сторожа череднаго. Братия же, пришедшия иеромонах Евстратий, иеродиакон Гедеон, вшедше в Предтечеву малую церковь и видевше у гроба лежаща сторожа Диомида и поднявше его от земли, спрашиваху: кто и для чего горят свещи с лампадами. Он же им всем бывшим ту поведа вся подробну, что видех своима очима и что слышах от Святейшаго Никона Патриарха изо уст его; святыми молитвами очима своима прозре, а не видя има, очима, дватцать восем лет.

И тако с таго времяни никогда служба не остоновляшеся, но по вся дни совершаху Литоргию и панахиды пояху по вся собботы над гробом его, Святейшаго Никона Патриарха, и на память угодника Божия святаго преподобнаго отца Никиты Переславскаго чюдотворца маия в 24 день празнество отправляху.


Видение Ивана Ильина в 1695 г.5


Лета 7203 году месяца августа 27 дня был в монастыре Воскресенском из Москвы верховой комнатной истопник Иоанн, Илиин сын, а с ним товарищ Алексий Констянтинов. И быв они во оном монастыре в церкви у Заутрени и после Утрени молебное отправили и слушали святую Литургию. И после братския трапезы честь им сотворя подобную, как чин настоит, и те преждереченныя богомолцы возвратилися в путь свой здравы. А братия в то время вси изыдоша вне монастыря на труды на луг сено грести и тамо умедлиша до вечера позд. Во время же вечернее череднаго священника с причтом преждереченнаго того человека Иоанна Ильина влекут в церковь люди его с великим трудом склячена и всего разслаблена. И едва вовлекоша его в церковь святаго Иоанна Предтечи, яже есть под Голгофою святою, идеже гроб Святейшаго Патриарха Никона, и ту при гробе положиша его на земли. Он же, Иоанн, едва ту проглагола и повеле пети панихиду по Святейшем Никоне Патриархе. Егда же пояху панихиду, он же лежа на земли у гроба плачася горко и рыдая вельми со слезами; егда же скончавше панихиду, он, Иоан, нача по малу воставати и ту ста прямо. Прилучившиися же ту священницы начаша его вопрошати: что ему содеяся на пути? Он же нача глаголати со слезами подробну: едущу мне из обители с товарищи на своей коляске и, проехав мельницу и Полевсвую деревню, внезапу найде на мя мрак темен и предста ми Святейший Патриарх Никон со жезлом глаголя: «Человече! Быв ты во обители нашей, а над гробом нашим не пел панихиды». И удари мя жезлом трижды, егоже в руках имея. И аз от того весь сотрясохся и всеми уды быв разслаблен и егда до зде мя приведоша. По отпетии же панихиды той человек Иоанн Ильин устрабися телом и бысть здрав, изыде из церкви, никим же водим бе и пойде паки в путь свой, радуяся и славя Бога и прославляя Святейшаго Никона Патриарха.


Исцеление крестьянина Николая Самойлова6


Его Преосвященству,

члену Московской Святейшаго Синода конторы

и управляющему Ново-Иерусалимским

ставропигиальным монастырем

епископу и кавалеру Антонию

от иеромонаха Павла

Докладная записка


Вологодской губернии, Кадниковскаго уезда Кокошиловской волости государственный крестьянин дер. Беленицыной Николай Самойлов, имея от роду 41 год, как значится по билету, данному ему той же волости, приходил в Ново-Иерусалимский монастырь для богомолия, которому я по просьбе его вчерашняго 5 числа и ныне служил Гробу Господню молебны и Святейшему Патриарху Никону панихиду, который объявил следующее:

Назад тому три года был одержим простудною болезнию, случившеюся ему в дороге, ехавши зимою из Архангельской губернии с товаром, от коей делался весь в членах разслабленным и без чувств упадал от трясения и знобы, два месяца не мог и ходить: лежал в болезни, никем не пользован, исключая того, когда приходил в разсудок, возымел намерение, естли бы Бог подкрепил, сходить в Ново-Иерусалимский монастырь отслужить Гробу Господню молебен; от каковой мысли и обещания делалось много легче, и наконец укрепясь здоровьем, по обещанию своему пришел в Ново-Иерусалимский монастырь и исполнил обет мой, и уже более того не чувствую ничего прежде бывшей боли.

О чем честь имею, по приказанию Вашему, к сведению и доложить.

Сентября 6 дня 1863 года. Иеромонах Павел.

Вверху помета: «6-го сентября 1863 года. Занесть в книгу о произшествиях. Е. А.»


Исцеление Татьяны Матвеевой Орловой

Его Преосвященству,

г-ну члену Московской Святейшаго Синода конторы

и управляющему Ново-Иерусалимскаго монастыря

от иеромонаха Павла

Докладная записка

Тверской губернии, Зубцовскаго уезда, посада Погорелова, из цыганей, 3-й гильдии купец Алексей Егоров Золотарев нынешнею зимою в самой большой холод приезжал в Ново-Иерусалимский монастырь с больною невесткою своею Татианою Матвеевою по фамилии Орловою, коей от роду 40 лет. Не припомню в какой то простой день я, выходя по отслужении ранней Обедни, слышал по економской должности к рабочим, оный Золотарев, падая в ноги с плачем просит панихиду отслужить в соборе Святейшему Патриарху Никону, указывая на невестку, говоря: «Вот батинька! Не знаю от чего, заболела головкою, и уже несколько месяцей так болит, что упадает замертво на несколько часов, и ничего после не помнит; доктора не помогли, отслужи панихиду хорошу, хорошу!» Я не ожидая очереднаго, пошед в собор с певцом Дмитрием Спиранским и служил, как желали, накладая вериги на болящую и по чувствам укрепления болящей, отправились в свой путь. А сего числа Золотарев был с ранней Обедни и говорил, что, Бог дал, с тех пор не было таковых припадков с болящею, и еще ныне служил панихиду с родными своими. О чем к тайному сведению и докладаю.

Маия 4 дня 1863 года. Иеромонах грешнейший Павел.

Вверху помета: «4 мая 1863 г. Занесть в памятную книгу описаное произшествие. Ризничий исполнит сие. Е. А.»


Исцеление иеродиакона Иоиля

Его Преосвященству,

члену Московской Святейшаго Правительствующаго

Синода конторы и управляющему Ставропигиальным

Ново-Иерусалимским монастырем

епископу и кавалеру Антонию.

Того ж монастыря иеромонаха

Павла Вертоградова


Донесение


Сего 1865 года января 11 числа был в Ново-Иерусалимском монастыре Звенигородскаго Саввинскаго монастыря иеродиакон Иоиль и просил меня о полученном им от Святейшаго Патриарха Никона в болезни исцеления отслужить благодарный молебен Гробу Господню и Святейшему Патриарху Никону панихиду, что мною было и исполнено.

А чем оный проситель одержим был и как удостоен того благодатнаго дара исцеления от Святейшаго Патриарха Никона получить, о том честь имею приложить за подписом иеродиакона Иоиля к сведению Вашему подробный его разсказ февраля 23 дня 1865 года.

Грешнейший послушник иеромонах Павел Вертоградов.

Вверху помета: «23 февраля 1865 г. Занесть в книгу о произшествиях. Е. А.»


Расказ Звенигородскаго Саввинскаго монастыря иеродиакона Иоиля о чудесном его исцелении от Святейшаго Патриарха Никона, почивающаго в Новом Иерусалиме.

Более 30-ти лет я имел по всему моему телу какой-то простудный сильный зуд без сыпи и пятен, от коего все означенное 30-ти летнее время страдаша безпрестанно, чесался и сна спокойнаго не имел; а когда случалось бывать в банях, по выходе также чрез час возобновлялся зуд. Много раз я лечился от разных докторов, но пособия не имел. Случилось слышать мне от бывшаго в Саввинском монастыре богомольца Троице-Сергиевской лавры Гевсиманскаго скита иеромонаха одноименнаго со мною Иоиля, о исцелении его нижеследующее:

«Долгое время, говорит он, я имел в ногах ломоту, так что и ходить почти не мог; приехал в Москву посоветоваться, куда бы обратиться на излечение. С таковою мыслию, помоляся Богу, просил и помощи Его и лег спать в квартире. В сновидении вижу некоего старца в монашеском одеянии, сединами украшеннаго, стоящаго предо мною, который приказывает ехать в Ново-Иерусалимский монастырь и отслужить Патриарху Никону панихиду. Когда проснулся, в тоже время обратился в новый Иерусалим и отслужил Святейшему Патриарху Никону панихиду и от лампады взял масла, помазал больныя ноги и пошел из Иерусалима здоровым». Это было осенью прошлаго 1864 года.

А по его разсказу и я немедленно обратился в новый Иерусалим, где 3 ноября 1864 года служил панихиду с. п. Никону (иером. Павел В.). По отслужении взял из лампады масла и помазался; в то ж время было много легче, а дней чрез пять совершенно зуд прекратился и, благодаря Бога, доселе не чувствую.

Почему ныне нарочно приезжал в новый Иерусалим вторично и просил (иером. П. В.) отслужить при благодарном молебне Гробу Господню, Святейшему Патриарху Никону панихиду.

Января 11 дня 1865 года.

В чем своеручно подтверждаю св. Саввы монастыря иродиякон Иоиль, где и ныне место пребывания моего.


Исцеление солдатки Пелагеи Сухаревой


1866 года маия 17. Солдатка Пелагея Флавианова Сухарева страдала 15 лет беснованием с неистовым криком, выказывая разныя обличения окружающим, прибыла в Воскресенской монастырь 17-го. Утром при гробнице Святейшаго Патриарха Никона слушала панихиду; в припадке означены болезни высказывала: «Зачем меня суда привезли? Я туда шла». При своем муже и одно... Прокофье Анисимове Сухареве, при сестре онаго Наталии Анисимовой получила облегчение, что в полном разуме сама объясняла. Свидетельствую верно, что означеная солдатка получила исцеления при гробнице Святейшаго Патриарха Никона; отставной унтер-офицер Федор Волков по личному прошению мужа ея и сестры подписуюсь Рязанской губернии и уезда села Кашенцов; ризничй и. Венедикт.

Записка о исцелении в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре от гроба Святейшаго Патриарха Никона солдатки Пелагеи Сухаревой болящей разслаблением и порчею; 1866 года маия 17 числа.

Рязанской губернии и того же уезда села Кашиньцева отставного солдата Прокофия Анисимова Сухарева жена Пелагея Флавианова была одержима какоюто порчею 15 лет разслаблением, сильными припадками, упадала на землю и билась, произносила неприличныя слова. Родственники ея и муж водили в разные места для богомолья и, наконец, доведена была в новой Иерусалим ко гробу Святейшаго Патриарха Никона. При гробе Святейшаго Патриарха Никона закричала: «Зачем вы меня привезли в новой Иерусалим? Вы говорили пойдем в Троице-Сергиевскую лавру, а здесь я не могу быть». Долго противилась, не подходила, а когда насильно подведена была, пала на землю кричала: «Ох, ох, ох! Зачем вы меня привели сюда». В изнеможжении посажена была на стул и долго находилась в безчувствии почти полумертвою. Вдруг как бы опомнилась произнесла молитву: Слава Тебе, Господи; утешно возблагодарила Святейшаго Патриарха Никона и в том же разе сама попросила отслужить Святейшему Патриарху Никону панихиду, что и исполнено. Вечером по желанию ея была у исповеди иеромонаха Макария, а на другой день сообщена Святых Таин.

При таковом чудесном исцелении находились муж ея Прокофий Анисимов с сестрою Натальею Анисимовой и очевидцем отставной унтер-офицер Федор Волков и по безграмотству Сухаревых в удостоверение исцеления на особой бумаге руку приложил.

В чем свидетельствую вышеозначеннаго монастыря духовник иеромонах Макарий.

1868 года июля ... дня.

Исправляющий должность ризничаго иеромонах Венедикт.


Исцеление мещанина Алексея Дубкова


Записка об исцелении заштатнаго города Воскресенска мещанина Алексея Борисова Дубкова и жены его Александры от гробницы Святейшаго Патриарха Никона в Ново-Иерусалимском монастыре.

Назад тому лет 12, года не припомню, объясняет Алексей Борисов: быв в Московском Александровском институте на золотарной работе, и с высоты 14 аршинной стены нечаянно упал на самой комин, который даже пробил собою, от чего повредил правую ногу до колена так, что не мог и ходить. Хотя и пользовался от разных лиц, но пособия не имел; нога вся гнила и была в больших ранах, страдал болью лет дванадцать. Но как жена моя прежде сего лет четырнадцать назад была одержима болезнию, а именно: однажды пришла с реки весьма озябшая, как была осень, и легла на лежанку и вдруг как будто чего испугалась, сильно здрогнула, после того отнялись у ней члены правая нога и левая рука, не владела ими, лежала месяца четыре; по желанию и просьбе ея мы с семейством отслужили Святейшему Патриарху Никону панихиду, взяв масла от лампады, помазали болящия части на ночь и утром, Бог дал, жена моя поднялась и могла ходить и доселе состоит в здравом положении.

По каковому случаю и я отслужил Святейшему Патриарху Никону панихиду и взял маслица от лампады, мазал ногу и чувствовал облегчение боли и раны стали подсыхать; в несколько времени нога исцелелась, которая и теперь в здравом совершенном действии. Июня ... дня 1866 года. Со слов означеннаго сказателя писал Ново-Иерусалимскаго монастыря иеромонах Павел Вертоградов.

Помета: «23 июня 1866 года. Событие важное. Занесть его в опись подобных и опубликовать чрез Душепол. Чтение. Е. А.»7


Записка о старообрядце Семене Иванове Вараханове


Записка о чудном приведении одного староверца Московскаго купеческаго брата Вараханова в православную веру от гроба Святейшаго Патриарха Никона в новом Иерусалиме.

Прошлаго 1867 года сентября 5-го проездом был в новом Иерусалиме Московской купеческой брат Семен Иванов Вараханов, староверец, с женою, прикащиком и компанионом; из любопытства входил в храм и по просьбе его был допущен и в ризницу, где показаны все достопамятности. При обозрении всего Вараханов обратил взор свой на епитрахиль Святейшаго Патриарха Никона, при котором остановясь целовал его, прикладывал к лицу и на голову клал, также и ко кресту с животворящим Древом поклонялся и лобызал с большим усердием. По осмотре всего он начал молиться с земными поклонами, весьма благоговейно, а когда ко гробу Святейшаго Патриарха Никона подошел, остановился, спросил: «Кто здесь погребен»? Ему отвечали: «Святейший Патриарх Никон». Он помолчал немного и как заметно было на лице его какое то смущение и хотел что то говорить. Но вдруг некая сила Божия повергла его на чугунный пол у гроба Святейшаго Патриарха Никона и он упал, долго бился головою на полу и крепко ударялся, так что смотреть всем сострадательно и ужасно казалось; после таковаго параксизма он немного очуствовался. Ему предложено было просить у Святейшаго Патриарха Никона прощения; он согласился, только спросил: Как же его просить? На что сказано: проси: «Святейший Патриарше, отче Никоне! Прости мое неведение, согрешение, неверие и злословие! Я в безумии моем поносил твою святость»! Слова сии произносил сам Вараханов в слух на гробе у Патриарха и плакал неутешно. Таковое чудесное событие продолжалось до двух часов. Получивши душевное и телесное исцеление радовался, благодарил Бога, служил молебны Спасителю и Владычице Небесной и Святейшему Патриарху панихиду и пожертвовал на лампады пятьдесят рублей серебром.

В течение времени исцеления и приносимаго благодарения Варахановым жена его и бывые с ним с каким то негодованием выходили вон, даже скоро и увезли его обратно. Да не дай же Бог получившему великия милости не впасть в прежнее неверие как в блевотину.

1868 года июля ... дня.


Заявление старца Емелиана Иванова


В 1882 году 29 декабря богомолец из г. Красноуфимска Пермской губернии отставной 70-летний старец Емельян Иванов, бывший на богомолье в новом Иерусалиме, заявил следующее: На возвратном моем пути из Киева и Почаевской лавры 13 декабря сего же года утром около 10 часов, вышедши из одного селения близ г. Коломны, я думал о св. Димитрии Ростовском, так как я его очень люблю за его сочинения; и вдруг вижу духа на яве, облаченнаго во святительския одежды, идущаго ко мне навстречу. Я и говорю ему: «Что ты, батюшко мой, архиерею Божий Димитрие, затрудняешь себя встречею меня недостойнаго»? Явившийся же святитель говорит мне: «Я не Димитрий, а Патриарх Никон. Вчинен в соборе преподобных, от Бога оправдан, а людьми оклеветанный». Тем видение и кончилось.

В верности сего заявления сим удостоверяем

Настоятель архимандрит Вениамин.

Наместник иеромонах Парфений.

Казначей иеромонах Антонин.


Видение купца Василия Никитича Никитина


1885 года марта 10 числа явился мне во сне (sic) старик и говорит: «Молись Никону Патриарху; он во всем поможет и все устроит». Утверждаю сие времянно Ташкентский 2-й гильдии купец Василий Никитьевич Никитин, проживающий в Ташкенте Сыр-Дарьинской области.



Ссылки:


1 Печатается по: Христианское Чтение. 1885. Кн. 9–10. С. 504–505, как оно было издано прот. П.Ф. Николаевским по свитку Московской Синодальной библиотеки за № 405; истлевшие и оторвавшиеся в свитке места, им же восстановленные по рукописи Ундольского № 415 (л. 243–247), поставлены в скобах. назад

2 В рук. Унд.: 162. назад

3 По рукописи Воскресенскаго монастыря № 174; разночтения — рукописи Ундольскаго № 415. назад

4 По рук. Ундольскаго № 415 л. 466–467. назад

5 По рукописи Ундольскаго № 415; разночтения — ркп. Воскресенскаго монастыря № 174. назад

6 Все дальнейшие записи хранятся в подлинниках в Воскресенском монастыре. назад

7 На обороте записки карандашом рукою о. архим. Леонида написано: «18 августа... текущаго года были... ко гробу св. Патриарха Никона настоятель Ник. един. мон. иером. Павел (Прусский) с товарищем «для примирения с Патриархом». назад

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group