История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Современная литература о Патриархе Никоне Устав монастыря Нового Иерусалима Богослужебные Восточные традиции, из Проскинитария А. Суханова

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ВОСТОЧНЫЕ ТРАДИЦИИ, ИЗ ПРОСКИНИТАРИЯ А. СУХАНОВА


Глава 15


В 10 день сентября 7160 г приходил старец Арсений ко Иоанникию, Пaтpиapxy Александрийскому; выспрашивал о неких недоумительных вещах.


Первое вопросил: мощно ль apxиepeю в одну Литургию поставить многих попов и диаконов?

И Патриарх сказал: не мощно.

И Арсений рек: в Kиeве митрополит ставит многих, сколько их случится; хотя двадцать, ино всех поставит в одну службу, и говорят, яко крестити мощно многих, такожде и хиротонисати; тоже есть от тех же седми Таин церковных.

И Патриарх рек: у нас, у всех греков того не повелось; но токмо диакона и попа поставляем в одну службу.

Арсений рек: егда архиерей служит со многими властями и множества ради причащающихся, мощно ль двема потирами служить?

И Патриарх рек: того у нас не обыкло чину, да Христос, егда на тайной Своей вечери учеником своим подаде едину чашу, такожде и мы, последуючи Христову преданию, держим — единым потирем служим, а не двема, а если множества ради хотящих причаститися, ино, егда причащати время, принесут потир другой, мал или велик, каков надобно, и выложить из полнаго служимаго потира в порожной потир и паки оба потира наполнит теплотою, и тако творит, колько ему надобно причащати.

Арсений рек: мощно ль служить Литургию в пустыни, аще и церкви нет, или в дому, в хоромине или на дороге, едучи путем, для больнаго?

Патриарх рек: можно и в пустыни, без церкви, и в дому, в хоромине, и на пути служить Литургию, аще антиминс будет с ними, а без антиминса не мощно.

Арсений говорил: аще в пустыни просфиры не будет, мощно ли изрезав простой хлеб в части и над тем служити?

И Патриарх рек: мощно, вырезав из хлеба часть и назнаменовав крест, и подписав «Iсг Хсг», и над тем служить.

Арсений рек: мощно ли неженатаго в попы поставить?

И Патриарх рек: мощно, и указал на своих предстоящих, и те неженаты поставлены в попы, и паки рек Патриарх: мощно поставить и неженатаго, токмо ему не мощно будет после поставления женитися, а если женится, не будет поп.

Вопрос: вдовому попу мощно ли служить Литургию?

Ответ: мощно, аще будет чисто житие его.

Вопрос: мощно ль епископу служить без диакона и без попа?

Ответ: мощно, токмо бы тут един он был, а предстоящих бы никаких людей не было, а если будут предстоящие, не мощно ему одному служить.

Вопрос: аще епископ оставит епископию смирения ради, не хотя мирских хлопот, а не падения ради коего греховнаго, и идет в монастырь безмолвия ради, может ли в том монастыре служить и ставленников ставить?

Ответ: может служить и ставленников ставить, аще повелит ему тоя епархии архиерей, егоже монастырь, и аще не ставропигий монастырь.

Вопрос: всякому ль епископу достоит в службу обеима руками благословляти?

Ответ: в своей епархии всякому достоит, а и в чужой епархии, аще повелит ему служить архиерей тоя епархии, обеима благословляет руками.

Вопрос: аллилуиа коликожды достоит говорить: двоити или троити?

Ответ: трижды достоит говорить: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже, и тако во образ трех троиц; первая троица: херувимы, серафимы, престоли; вторая троица: господства, силы, власти; третья троица: начала, архангели, ангели, сиречь, 9 чинов ангелских, поющих и славящих едину треипостасную Троицу, Бога Отца и Сына и Святаго Духа.

Вопрос: достоит ли погребать мертваго в воскресение, или в Господский праздник, или по захождении солнца?

Ответ: по вся дни достоит погребати, и в воскресной день, и в Господской праздник, и по захождении солнца, и в ночи; только пред Обеднею не достоит погребати, если служить ему, кто погребает, а если не служить, и пред Обеднею достоит погребати. Такожде и брак чинити, сиречь венчать, не достоит прежде Литургии, а если венчает, после не служит Литургии.

Вопрос: мирской поп, егда пострижется, сколько ему не служить, постригшися?

Ответ: седмь дней не служить, а по седми днях вольно служить ему.

Вопрос: священноинок в немощи посхимится, а оздравеет, может ли паки священствовать?

Ответ: не может.

Вопрос: егда священноиноку искушение в ночи или после утрени, егда уснет, от диавола, во сне случится, может-ли того дни служить Литургию?

Ответ: если инаго священника нету, мощно служить; исправя возследование искушения, тропари и молитвы и переменить скверное платье, и сам обмоется, служит.

Вопрос: отертися или обмытися подобает? понеже егда и руку кто в кал обмочит и отрет платом, не будут те руки чисты, и если не обмоет водою чисто.

И Патриарх говорил: достоит омытися чисто.

Вопрос: мощно ль священноиноку, старости ради или немощи, идти в баню мытися?

Ответ: мощно.

Вопрос: в бани мывся или не в бани, того дни мощно ль служить, или руду пускав?

Ответ: в бани быв или мывся, того дни служить мощно, а руду пускав — отнюдь нельзя служить.

Вопрос: егда у кого из носа или из зубов кровь идет, мощно ль ему служить и кровь из зубов мощно ль помыть?

Ответ: если инаго кого нет, по нужи мочно служить и рот помыть не запрещено со искусством.

Вопрос: егда уста смрадят от болезни, понеже от нездраваго желудка стомаха исходят смрадныя парыло и жатся на деснах, яко иль смраден, достоит ли служащему, той смрад изо рта помыв, служить?

Ответ: помывать уста не запрещено, аще смердят, но достоит со опасением, чтоб не учинить из зубов крови, и служить.

Вопрос: священник, отдействовав, аще долго ждет Царя или Патриарха, а изымет его нужда телесная, како подобает быть: разоблачася ль ему и вон выдти, или в облачении?

Ответ: вон выдти отнюдь нельзя; но аще такая нужда изымет его, принесут ему сосуд и в той сосуд испразднити, и со искусством вынесут сосуд вон; а если не един он служит, то он, разоблачася для своей немощи выйдет, и паки не облачается и не служит, но той служит товарищ его.

Вопрос: егда архиерей служит и, как приидет время, Тело Христово с правой руки подает, или с левой, а из потира сам ли архиерей великий подает, или кому иному дает потир, и той взем потир, пред престолом ли стоя подает из потира, или позади престола отходит и станет лицом на запад?

Ответ: с которой стороны Агнец стоит, с той стороны и подает Тело Христово, а с которой страны потир стоит, с той страны и подает Христову Кровь из потира; тако и Христос на вечери учеником Своим с правой руки хлеб подавал, а с левой чашу; и Агнец на престоле лежит лицем на запад: того ради и мы подаем Тело Христово у себя с левой руки, а у Агнца то правая рука, а из потира подаем у себя с правой руки, а у Агнца то будет левая рука. По подаянии же Тела Христова подобает из потира подавати самому архиерею великому, а если старости и немощи ради или аще царь тут стоит у обедни, то поспешения ради, архиерей начальный дает потир иному, да причащает прочих, а причащает стоя спереди престола, а не отходит позади престола, и от престола не отходит, и потира с того места не сносит, но где потир стоял на престоле, тут из него и подает.

Вопрос: егда где купели не случится в церкви или в дому, мощно ль крестить обливанием или и покроплением, если будет иноземец болен или и младенец, а поднять к погружению нельзя?

Ответ: мощно и в дому крестить и без купели, аще в церковь не мощно вынести.

Вопрос: да аще оздравеет, то крещение будет ли за правое крещение, занеже не погружен, или снова крестить?

Ответ: аще и оздравеет, то есть крещение право, а снова крестить не подобает.

Вопрос: достоит ли честь правила Иоанна постника, и осмеры книги заповеди апостолския к епископом, Климентовою рукою написаны, и держите ль вы правила за право?

Ответ: Иоанна постника правила имамы за право, и правила его имеем якоже и прочих святых правила, а осмеры книги, иже написал папа Климент, чтем их, а за право их не имеем, понеже во многих местех еретики переправили на свой чин.

И Арсений рек: еретики переправили и Апостол и Евангелие и все книги, да того ради нам тех книг не покинуть стать: мы свое исправление держим; испортили еретики те книги не во всем свете, но всяк еретик испортил свою книгу, которая в дому его, а которыя книги были во благочестивых домех, и тех еретики не портили; не со всей вселенней еретики те книги сбираючи портили, а если и испортили, ино можно было вам то еретическое приписание исчистить и держать правое Климентово писание, занеже он писал от уст святых апостол своею рукою.

И Патриарх рек: если то правити, ино подобает Собору быти, а одному мне исправить нельзя.

Вопрос: мощно ль воду святить великим освящением крещенским в навечерии в церкви, и на самый праздник на реке в другой (т.е. раз)?

Ответ: мощно; и зде во Египте, егда христианство было, хаживали на реку Нил наутро пред службою, и там в другой святили богоявленским же освящением.

Вопрос: всякому ль Патриарху равна благодать, сиречь дар Духа Святаго дан, или иному больше, а иному меньше? И епископу тот же ли дар Духа Святаго дан, якоже и Патриарху, или епископу меньше, а Патриарху больше? Понеже Дионисий ареопагит пишет: делим на три чина священное рукоположение: диакона, попа и епископа, а иных никого не поминает.

И Патриарх говорил: дар Духа Святаго в рукоположении един дается епископу, архиепископу, митрополиту и Патриарху, и по дару Духа Святаго вси равни и един дар имут. <...>


Глава 16


Село Рамля велико, дворы и домы все здание каменное, ново и крепко... Тут церковь святаго великомученика Георгия. В 5 день в неделю стояли тут у обедни. Церковь велика добре высока, на верху свод на середки; окно большое светит во всю церковь. Тут 4 столпа мраморных цельных, белых, на них верх церковный. Один столп, что море само принесло, егда жена некая молилась мученику Георгию, и то на нем написано; тут же на столпе образ поставлен мученика Геория. Литургию служили 4 попа и диакон; олтарь отгорожен перегородкою небольшою, и двери царския есть, а где был жертвенник, и то место от олтаря отгорожено, выкинуто вон из него, вместо внутрь олтаря, сделан жертвенник. Престол приделан к стене восточной, и пред ним всход две ступени покрыт пеленами просто. Диакон и Евангелие чел по грецки на налое среди церкви, и прочет вшел в олтарь, и тот налой поставили у царских дверей; и поп чел тож Евангелие, стоя на праге, на запад, по-арабски; тоже другое Евангелие чел другой поп по-арабски же. После того ектения. На херувимской песни на выходе прочие попы несли Евангелие; а шли все в олтарь, никто не остался; и вшед поставя потир, и принял у диакона дискос и поставил. И как пропели «Иже херувимы», и абие поп не служащий, во обычном платье своем и в чалме, из олтаря отворя царския двери, почал говорить людям, стоя на праге, по-арабски, и поговори немного затворил двери; и взем блюдо пошел из олтаря ко всякому человеку; они же даяху ему на блюдо деньги; а по нему и инии мнози идоша с блюдами, и всем им даяху деньги. Причащались попы сами кийждо, а не от единаго вси, токмо диакону последний поп подал. А как который поп причастился, тот и разоблачился тотчас; не дожидалися конца; но токмо един поп с диаконом остались совершати, который действовал проскомидию; а лишше три попа проскомидию не действовали. У попов глава спереди подбрита мало не до полуголовы; а на середки на верху пробрито гуменцо есть маленько. Ходят все в чалмах, и на обедни неслужащие в олтари в чалмах стоят, токмо на «Евангелии» и на «Херувимской» и на «Со страхом Божиим» снимают чалмы. Службу служат попы по арабски, но токмо возгласы говорят по грецки. Обедали все у вомиша...

Как едешь, не видать Иерусалима, но токмо за полверсты увидишь. И как приехали близко ссели с коней и пошли пеши в Давыдовы ворота. От правой стороны тех ворот Давыдов двор, а стены градныя крепки гораздо и целы; на воротах на верху на камени подписано резью, да по левую сторону ворот на стене по-арабски подписано. И пришли в город октября в 6 день, на другом часу, на двор Патриарший; и нас и рухлядь нашу проводили в гостиную келью. И тут по три дни были в вечеру на ужине, в трапезу взяли, и пред ужином умывали ноги, потом ужинали. Всем приходящим умывают ноги в трапезе, а женам руки умывают, и от того дают те поклонницы, им же умывают, по ефимку, убогие по полуефимку. На завтрие приходит от Патриарха старец, взимает поклонников и дает им по свече, а за свечу емлет по ефимку, и идет к великим вратам церкви Воскресения Христова, и подают в окно свечи старцом живущим в церкви, и поклонившися в окно, паки идут в дом. В 10 день, в пяток, к вечеру отперли Великую церковь франки, и мы поидохом и поклонихомся Гробу Христову и прочим святым местам, и паки изыдохом.


Глава 17


Того же дни после Часов в притворе начал поп, потом: «Господи, услыши молитву мою»; а на среди поставлена скамейка, на скамейке образ и Евангелие, и сосуд с маслом, другой пщеницы со спичками, а в масле горит светильце бумажное. Потом канон; на каноне запевали: «Деспота Христе елейсон тин дулин су», а по-славянски: «Владыко Христе, помилуй рабу Твою». А Патриарх в то время сидел в церкви. По 9 песни семь попов епитрахели только надели; также Патриарх вышел и положил на себя сверх рясы епитрахель, таже омофор, таже камилавку. Архидиакон в стихаре начал: «Благослови, владыко»; а Патриарх: «Благословенно царство»; таже архидиакон ектению и Патрхарх возглас, таже диакон: «Господу помолимся»; а другой поп молитву; и тако все семь; последи же и диакон ту же молитву говорил, та же ин диакон прокимен и Апостол, а Патриарх Евангелие; а чтет Патриарх Евангелие не снимая камилавки, и во все действо и отпуст; такожде потом чли все семь, последи и архидиакон чел Евангелие. На всех Евангелиях священник, который чтет, тот омоча спицу принесет Патриарху, и он взем помазует чело, браду, ланиты, таже длани на обеих сторонах, и отдает тому ж священнику, и он взем, поставляет во пшеницу и зажигает, а седми свеч нету со спицами, но токмо седмь спиц, а в масле горит светильце. А потом и всем предстоящим свечи давали; архидиакон в стихаре, а попы только в епитрахелях Евангелие разгнув, держали над женою. А Патриарх молитву говорил один последнюю, что над главою болящаго, а прочие все во след его не говорили той молитвы, но токмо: «Кирие елейсон, Господи, помилуй». И по отпусту Патриарх сам ся помазывал токмо на челе, також и всех попов и иноков и всех предстоящих. <...>

Ноября в 9 день был есмь у Обедни в Гефсимании, служил иверской поп. Того дни без нас Патриарх приказал у себя всем чернецам приходить в церковь и в трапезу, в клобуках; понеже стыдно ему стало, что Арсений и Иона всегда ходят в клобуки. И того дни за столом и в церкви у Вечерни все были старые и молодые старцы в камилавках, и все меж себя смеются, что не обыкли тому, а иные и роптали на Арсения; от тебя де нам то; мы де прежде сего и не знали того. <...>


... 2 3 4 5 6 7 Следующая >>>

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group