История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека ПАТРИАРХ НИКОН В ФЕРАПОНТОВОМ МОНАСТЫРЕ Классические исследования о Святейшем патриархе Никоне Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Н.Ф. Каптерев 1887, 1911 гг.

ПАТРИАРХ НИКОН И ЕГО ПРОТИВНИКИ В ДЕЛЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ ОБРЯДОВ. Н.Ф. КАПТЕРЕВ 1887, 1911 ГГ.



Предисловие Н.Ф. Каптерева ко второму изданию


Выпуская вторым изданием мою книгу, вышедшую в 1887 году под заглавием "Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Время патриаршества Иосифа" и присоединяя к этому еще мой ответ проф. Н.И.Субботину, выступившему тогда с полемическими статьями против меня в своем журнале "Братское Слово", я руководствуюсь следующими побуждениями.


1. Время патриарха Иосифа несомненно было подготовительным временем и для реформы Никона. Первоначальные общие основы церковной реформы Никона были заложены еще в патриаршество Иосифа, и Никону пришлось потом только продолжить и шире развить то, что началось при Иосифе. Никону же, при его книжной справе, пришлось потом воспользоваться и теми лицами, которые для этой цели уже при Иосифе были приглашены государем в Москву из киевской Руси. Обо всех этих материях времени патриарха Иосифа в издаваемой мною книге трактуется довольно подробно, почему я в своей книге "Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович" и говорю о времени Иосифа сравнительно очень кратко. Значит, всякому, кто ближе хочет познакомиться с временем, предшествовавшим непосредственно патриаршеству Никона, далеко нелишне познакомиться с моей книгой о времени патриаршества Иосифа. Но эта небольшая книжка была мною выпущена только в 400 экземплярах и быстро тогда же разошлась, сделавшись потом редкостью.


2. К исследованию времени патриарха Иосифа я прилагаю в настоящем издании свой ответ проф. Субботину на его возражения против тех моих положений о перстосложении в крестном знамении, какие высказаны были мною в настоящей книге. Нужно заметить, что мои исторические разъяснения вопроса о перстосложении в крестном знамении вызвали сильное негодование проф. Субботина, тогдашнего первейшего и признанного авторитета в суждениях о русском старообрядчестве. Он увидел во мне малосведущего, но дерзкого человека, стремящегося подорвать то, что всеми, и в частности им, Субботиным, признавалось за очевидную, непререкаемую истину. Поэтому-то всей тяжестью своей многолетней учености и признанного авторитета он и обрушился на меня в ряде статей в издаваемом им журнале "Братское Слово". Мне пришлось отвечать и доказывать полную историческую несостоятельность воззрений г. Субботина на вопрос о перстосложении в крестном знамении и для этой цели критически разобрать и проверить все те древнерусские свидетельства, какие у нас обыкновенно приводятся по этому вопросу. В этом последнем обстоятельстве и заключается научная ценность моего ответа Субботину, почему этот ответ и в настоящее время для всех лиц, интересующихся вопросом о перстосложении в крестном знамении, не потерял своего значения. С другой стороны, этот мой ответ г.Субботину, находясь в тесной связи со всем содержанием издаваемой вновь книги, в то же время является историческим документом, так как служит прекрасной иллюстрацией тех трудностей, какие в то время приходилось преодолевать исследователям, идущим своим собственным строго научным путем, а не путем хотя и признаваемым всеми за единственно правильный и непогрешимый, но, в действительности, ошибочным и тенденциозным.


По настояниям проф. Субботина пред тогдашним обер-прокурором св. Синода К.П.Победоносцевым дальнейшее печатание моего исследования о Никоне было совсем запрещено и появилось только в настоящее время в двух томах, но уже как новое и оригинальное, сравнительно с прежним, исследование.


Проф. Н. Каптерев

Сергиев Посад. Октябрь 1911 г.


I. ИЗДАНИЕ ПЕРВОЕ, 1887 Г. (КАЧЕСТВО ВЕСЬМА ПОСРЕДСТВЕННОЕ)
II. ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ИСПРАВЛЕННОЕ, 1911 Г. ПРЕДИСЛОВИЕ
2. ВВЕДЕНИЕ
3. ГЛАВА I. ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ К КИЕВЛЯНАМ И КИЕВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПРИ ПАТРИАРХЕ ИОСИФЕ
4. ГЛАВА II. ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ К ГРЕЧЕСКОЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ ПРИ ПАТРИАРХЕ ИОСИФЕ
5. ГЛАВА III. КНИЖНЫЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПАТРИАРХЕ ИОСИФЕ
6. ГЛАВА IV. О КНИЖНЫХ СПРАВЩИКАХ ПРИ ПАТРИАРХЕ ИОСИФЕ И ПРОИСХОЖДЕНИИ ДВУПЕРСТИЯ
7. ГЛАВА V. О ПОПЫТКАХ ПРИ ПАТРИАРХЕ ИОСИФЕ УСТРОИТЬ В МОСКВЕ ШКОЛУ С ПОМОЩЬЮ УЧЕНЫХ ГРЕКОВ И КИЕВЛЯН
8. ГЛАВА VI. КРУЖОК РЕВНИТЕЛЕЙ БЛАГОЧЕСТИЯ, ОБРАЗОВАВШИЙСЯ В МОСКВЕ ВО ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ПАТРИАРШЕСТВА ИОСИФА
9. ПРИЛОЖЕНИЕ
10. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ЧЕЛОБИТНАЯ ПАТРИАРХА ИОСИФА 1649 ГОДА ФЕВРАЛЯ 11 ГОСУДАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ НА ЦАРСКОГО ДУХОВНИКА БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ПРОТОПОПА СТЕФАНА ВОНИФАТЬЕВИЧА С ЖАЛОБОЙ, ЧТО СТЕФАН ПУБЛИЧНО ПОНОСИЛ БРАННЫМИ СЛОВАМИ ЕГО, ПАТРИАРХА, И ВЕСЬ ОСВЯЩЕННЫЙ СОБОР
11. ПРИЛОЖЕНИЕ №2. ЧЕЛОБИТНАЯ НЕИЗВЕСТНОГО К ПАТРИАРХУ ИОСИФУ С ПРОСЬБОЙ ПРЕДПРИНЯТЬ МЕРЫ ПРОТИВ РАЗНЫХ УКОРЕНИВШИХСЯ ЦЕРКОВНЫХ БЕСПОРЯДКОВ
12. ПРИЛОЖЕНИЕ №3. ЧЕЛОБИТНАЯ СТАРЦА ГРИГОРИЯ ИКОНОПИСЦА 1651 ГОДА ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ С ПРОСЬБОЙ ИСПРАВИТЬ РАЗЛИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ, ПОРОКИ И СУЕВЕРИЯ, ОСОБЕННО ПРОЦВЕТАВШИЕ СРЕДИ ДУХОВЕНСТВА И НАРОДА Г. ВЯЗЬМЫ
13. ПРИЛОЖЕНИЕ №4. ГРАМОТА ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА К СУЗДАЛЬСКОМУ И ТАРУССКОМУ АРХИЕПИСКОПУ ИОСИФУ С ОБЛИЧЕНИЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ АРХИЕПИСКОПА И С ОБЪЯВЛЕНИЕМ ЕМУ, ЧТО ОН ЛИШАЕТСЯ АРХИЕПИСКОПСКОГО САНА И ССЫЛАЕТСЯ НА ПОКАЯНИЕ В СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group