История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Новости

НОВОСТИ

ИЗДАН НОВЫЙ ТРУД ЕЛЕНЫ РОМАНЕНКО О ПРП. НИЛЕ СОРСКОМ



Предисловие


Преподобный Нил Сорский, великий святой Русской Православной Церкви, жил в ХV-самом начале XVI столетия. И хотя от нас его отделяют пять веков, сочинения преподобного Нила и по сей день вызывают к себе живой интерес. Их продолжают изучать множество людей, как монахов, так и мирян.

В предисловии к своим сочинениям преподобный так говорит о цели предпринятого им труда: «По силе (насколько хватит сил) помочь всем желающим спастись». Вопрос, как истинно, то есть правильно, спастись в этом мире, всегда был главным вопросом в его жизни. Он сумел найти на него ответ и, исполнив заповеди, уподобиться Самому Христу - стать преподобным. Творения преподобного Нила учат спасению души всех, кто со вниманием к ним обращается. «Да познаем хоть немного достоинство душ наших, для какой жизни мы призваны», - обращается он к своему читателю.

Почти все свои сочинения преподобный написал в небольшом скиту на реке Соре, который основал неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря в 80-х годах XV века. Ныне, чтобы попасть в Нило-Сорский скит, нужно проехать семь километров от города Кириллова (находится в Вологодской области) по Белозерской дороге до указателя «м. Пустынь» и здесь пройти проселочной дорогой еще восемь километров до Нило-Сорского монастыря. В прежние времена на месте указателя стоял древний восьмиконечный крест, обозначавший начало обители Нила Сорского. Основанный преподобным монастырь стал первым русским скитом, который укладом своей жизни, уставом значительно отличался от прежде бывших русских обителей и очень напоминал древние скиты Египта, Палестины, Афона.

Однако несколько раз старцу Нилу пришлось нарушить скитское уединение. Великий князь Иван III с уважением относился к сорскому подвижнику - держал его в великой чести и потому, когда в Москве сначала в 1490, а потом в 1503 году состоялись важные церковные соборы, великий князь пригласил на них и преподобного. Если у старца Нила спрашивали духовного совета, ответы его были не всегда лицеприятны, порой жестоки, но исполнены духовной пользы. В каждом конкретном случае он рассуждал, исходя из того, что ни одна заповедь Божия, даже малейшая, не должна быть нарушена. И никакие разговоры о том, что времена уже не те и невозможно жить по заповедям, не могли его переубедить.

Довольно мало исторических свидетельств сохранилось о преподобном Ниле Сорском. Неизвестно (скорее всего, не было написано) древнее житие святого. Со временем множество легенд возникло вокруг его имени. Историческая литература создала свой собственный образ преподобного Нила, одинаково любящего всех: и согрешающего, и еретика, и отступника. Однако этот искусственно созданный образ начинает сразу разрушаться, как только мы открываем подлинные творения преподобного. Житие Нила Сорского нужно собирать, как мозаику, из уцелевших исторических свидетельств, автобиографических фрагментов его сочинений и собственноручных помет. Сохранилась отчасти личная библиотека преподобного. Это книги житий святых, которые он выбирал и переписывал для себя, на пользу своей души. В их текстах и на полях листов находятся исправления и пометы преподобного Нила Сорского, которые выразительно свидетельствуют о его мыслях и переживаниях. Кроме того, до нашего времени дошло несколько повестей о житии старца Нила.

Первая попытка составить его житие относится ко второй половине XVII века. В 1666 году тотемский дьяк Иван Иванович Плешков написал повесть "О преподобнем отце нашем старце Ниле и о того честней обители, иже есть во области Бела езера в Сорской пустыни". В своей повести Плешков сообщил краткие сведения, отметив, что не нашел нигде письменных свидетельств о преподобном.

После канонизации Нила Сорского в 70-х годах XVII века, сведения о его жизни и чудесах стали записываться. Так возникли отдельные повести: «Повесть о пришествии преподобного Нила» и «Повесть о преставлении и погребении преподобного Нила». В начале XIX века иеросхимонах Нило-Сорского скита Нил (Прихудайлов) составил житие Нила Сорского. Однако поскольку житие составлялось уже через три столетия после преставления преподобного Нила, оно не богато историческими сведениями о святом.

Неизвестен и древний иконописный образ Нила Сорского. Практически все поздние иконы, созданные в XVIII-XIX веках, когда иконописание находилось в состоянии упадка, не отражают духовного облика святого Нила. Его подлинный образ нужно искать в иконах и фресках его времени. Художник Дионисий, современник и собеседник Нила Сорского, создавая образы монахов и преподобных на фресках Рождественского собора Ферапонтова монастыря, отображал лики подвижников, которых видел вокруг себя. Я предлагаю вглядеться в эти лики!


Кандидат исторических наук, Е.В.Романенко

 

23.05.2008

НАЗАД

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group