История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Новости

НОВОСТИ

О РУКОВОДСТВЕ МУЗЕЯ В ПАТРИАРШИЙ СОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ


Ответственному секретарю

Патриаршего совета по культуре

Архимандриту Тихону (Шевкунову)

Наместнику Сретенского монастыря г.Москвы


Ваше Высокопреподобие, отец наместник!


К Вам обращается группа творческой интеллигенции, прихожан Кирилло-Белозерского монастыря и приходской церкви во имя преподобного Нила Сорского в селе Ферапонтово Вологодской области. Мы обеспокоены кощунственными действиями директора Кирилло-Белозерского музея М.Н. Шаромазова в отношении православных святынь.


Кирилло-Белозерский монастырь, по определению Патриарха Никона, входил в число трех самых крупных и выдающихся обителей России, имевших государственное значение, - наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Соловецким монастырем. Кирилло-Белозерский монастырь, помимо своего стратегического положения (в древних рукописях он упоминается как Крепость неодолимая), являлся крупнейшим духовно-культурным центром, объединившим вокруг себя лучших представителей русской нации, многие из которых подвизались и обрели упокоение в этой издревле славной обители.


Музею, образованному на его территории после революции 1917 г., досталась в наследство богатейшая коллекция древнерусских икон, лицевого шитья, художественного металла, древних рукописей и книг.


Духовная история и культура Кирилло-Белозерского монастыря является общенациональным достоянием России. Сотни тысяч отечественных и иностранных туристов стремятся приехать в Кирилло-Белозерский музей и монастырь, чтобы приобщиться к лучшим образцам отечественной культуры. Здесь они получают незабываемые впечатления от прикосновения к древним святыням, к истории великой державы, к её высокой духовности.


С 1 октября 2009 г. во главе музея был поставлен человек, который не скрывал своего кощунственного отношения к вопросам, связанным с православием, что явно противоречит современной государственной политике в отношении Русской Православной Церкви.


Ещё в начале 1990-х гг., когда М.Н. Шаромазов состоял научным сотрудником музея фресок Дионисия в Ферапонтове, по его инициативе была изъята деревянная резная рака XVI-XVII вв., стоявшая над захоронением одного из основателей Ферапонтова монастыря преподобного Мартиниана Белозерского. Надгробие было перенесено им в экспозицию музея и заменено на грубо сколоченный ящик в форме раки. Ящик до сих пор находится в церкви преподобного Мартиниана, напоминая об осквернении могилы святого. Между тем, приближается 500-летие со дня преставления преподобного Мартиниана, которое будет торжественно праздноваться в 2013 году!


В те же годы М.Н. Шаромазовым было устроено складское помещение в алтаре церкви Благовещения Ферапонтова монастыря. При этом изъяты сохранившиеся на своих местах престол, жертвенник, иконостас, солея и киоты. Информация об этих деяниях не является тайной. Её можно найти на страницах сайта: http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=228; http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=99&idt=183&state=showm Посетители форума сайта задают правомерный вопрос: «Выходит, что те люди, которые разрушали святыню, сегодня руководят музеем?».


В декабре 2008 г. для сотрудников музея в Ферапонтове был отреставрирован за стенами монастыря служебный корпус. Верующие сотрудники пожелали освятить рабочие места для чего пригласили священника. М.Н. Шаромазов, увидев небольшие бумажные иконы и кресты, которые крепятся на стенах при освящении, стал срывать их и требовать уничтожить. Это происходило в присутствии сотрудников его отдела, отказавшихся участвовать в кощунстве.


В Ферапонтовом монастыре планировалось устроить теплый туалет в первом ярусе действующей колокольни. Подле этого места находится захоронение почитаемого святого ― блаженного Галактиона (1506 г.). См. на сайте Кирилло-Белозерского музея-заповедника: http://www.kirmuseum.ru/news/detail.php?ID=27465; в англоязычной версии - http://www.kirmuseum.ru/info/1/Report.zip. Статья на эту тему под названием «Материал к дискуссии: место святое или место отхожее?» размещена на сайте: http://www.ferapontovo.ru/index.php3?id=16&idi=201&action=showfull


В Кирилло-Белозерском музее уже в качестве директора М.Н. Шаромазов продолжил кощунства над христианскими святынями. Летом 2010 г. в Успенском соборе проводились работы по устройству теплого пола, в ходе которых вскрыты и изъяты древние монашеские захоронения и убран престол. В том числе было вскрыто и разорено захоронение епископа Амвросия (Орнатского). С мощей усопшего сняли облачение и знаки архиерейского достоинства. Было убрано металлическое надгробие. В приделе равноапостольного князя Владимира были изъяты останки всех погребенных князей Воротынских, которые отправили на антропологическое изучение и анализ ДНК. Фактически Владимирская церковь потеряла свое историческое назначение усыпальницы князей Воротынских. В дальнейшем все останки предполагается перезахоронить в «братской могиле» на северной паперти Успенского собора (см. Приложение).


На раскопки монашеских могил в соборе было затрачено 1.300.000 рублей из бюджетных средств. В 2011 г. объявлен конкурс на археологические раскопки с глубиной вскрытия свыше 3 м вокруг центрального соборного комплекса, где находится древнее монашеское кладбище. Стоимость работ оценивается в 2.953.685 рублей 37 копеек. См.сайт: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?notificationId=196368


Зачем нужно тратить более 4 миллионов рублей из государственного бюджета на вскрытие монашеских могил? Какая необходимость тревожить прах людей, бывших цветом русской нации? Это не просто бездумное деяние, это кощунство. С большей пользой эти деньги можно было бы потратить, к примеру, на ремонт разрушающихся крепостных стен ограды обители. В течение многих лет подвергается активному разрушению значительная часть монастырских стен, так как выносы кровель весьма короткие, и вода стекает прямо на кирпичную кладку.


К началу туристического сезона 2011 г. М.Н. Шаромазов хотел установить в Кирилло-Белозерском монастыре турникеты для оплаты входа на территорию (40 рублей). См. сайт: http://www.kirmuseum.ru/news/detail.php?ID=23169. Осуществление своего замысла директор музея отложил до следующего сезона, так как «пока не решен вопрос в отношении местных жителей… как сортировать их на входе?» (Актуальное интервью. Газета «Новая жизнь». 30.04.2011).


Подразумевается, что турникеты будут для туристов. Но в монастыре проходят богослужения, постоянно идут люди к священникам и в церковь, которая открыта в течение всего дня. Как можно в такой ситуации устраивать турникеты с платным входом? В каком еще действующем монастыре есть плата за вход?


С 1 января 2011 г. установлены чрезмерно завышенные цены на билеты для осмотра музеев в Кириллове и Ферапонтове, что делает недоступным их посещение для большей части населения страны. Даже для иностранцев билеты в Эрмитаж и Третьяковскую галерею стоят дешевле, чем для граждан Российской Федерации в Кириллове и Ферапонтове!


В Кирилло-Белозерском монастыре с его богатейшей историей и выдающимся собранием предметов древнерусского искусства подавляющее большинство вновь устраиваемых выставок имеет подчеркнуто светский характер: «Вологодское кружево из собрания КБИАХМЗ», «500 книжных знаков из собрания С.Г. Ивенского», «Живопись художника Н.В. Баскакова», выставка художника М. Копьева, «Народный костюм устюжанки», и совсем уж нелепая в стенах монастыря, некогда служившего оплотом Русской государственности – «Кошкин дом».


В 2010 г. в здании с основной экспозицией музея, где выставлены эксклюзивные экспонаты – личные вещи преподобного Кирилла Белозерского XIV в., иконы XV-XVII вв., древние рукописи, старопечатные книги – по инициативе М.Н. Шаромазова была устроена торговая точка для продажи частными лицами шуб и мехов. Лишь звонок «сверху» положил конец этому вопиющему прецеденту.


Давно назрел вопрос: «Входит ли в должностные обязанности директора музея М.Н. Шаромазова право глумления над православными святынями, и кто мог наделить его этим правом?». Не должно кощуннику быть руководителем в святом месте!


Ввиду вышеописанных фактов просим, Ваше Высокопреподобие, рассмотреть вопрос о принятии мер по воссозданию церковного и культурного облика Кирилло-Белозерской обители. Одним из путей решения проблемы могло бы стать получение монастырем ставропигии, а также контроль со стороны Патриаршего Совета по культуре над ситуацией в древней обители.


Испрашиваем Ваших молитв и благословения.


Подобный текст письма направлен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (12.04.2011 г., б/н), Архиепископу Вологодскому и Великоустюжскому Максимилиану, Министру культуры РФ А.А. Авдееву (12.04.2011 г., в/х кол. №1837) и директору Департамента культуры и охраны культурного наследия Вологодской области В.В. Рацко, Управляющему Пензенской и Кузнецкой епархией епископу Вениамину, Предводителю Российского Дворянского Собрания князю Григорий Григорьевичу Гагарину.


Приложение 1


О ВСКРЫТИИ НЕКРОПОЛЯ В МОНАСТЫРЕ


В статье заместителя директора по реставрации Кирилло-Белозерского музея-заповедника О.В. Вороничевой «Реставрация собора продолжается» (газета «Новая жизнь» от 08.02.2011) опубликованы комментарии о ходе реставрационных работ в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря и вскрытии монашеских захоронений. Опубликованные материалы вызывают ряд вопросов по форме согласования поиска, эксгумации, лабораторных исследований и перезахоронений останков лиц духовного звания и людей, сыгравших выдающуюся роль в русской истории.


Успенский собор, возведенный в 1497 г., вплотную примыкает к усыпальнице преподобного Кирилла Белозерского, рядом с которым были погребены его ученики и другие монашествующие. Среди них были достойнейшие люди своего времени: иерархи, представители древних княжеских, боярских и дворянских родов. Уместно упомянуть имена погребенных в Успенском соборе, на его северной паперти, в приделе равноапостольного князя Владимира и за алтарями соборного комплекса. В их числе князья Сицкий, Шуйский (в иночестве Иов), Прозоровский, Кубенский, Кемские, Елецкие, Телятевские, Воротынские, Шереметевы, Нащокины, Цыплятевы… Подле представителей российской знати лежат ближайшие ученики преподобного Кирилла Белозерского, а также иерархи Русской Православной Церкви: архиепископ Полоцкий Афанасий, в миру князь Палецкий (1566–1568), архиепископ Казанский и Свияжский Косма (1581–1583), епископ Вологодский и Велико-Пермский Алексий (1525–1543), епископ Рязанский Кассиан (1551–1554), епископ Сарский и Подонский Матфей (1559 – 1564), епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (1819-1825).


Со времени основания обители, как указано в книге Н.К. Никольского по истории Кирилло-Белозерского монастыря , число погребенных к 1623 г. составило более двух тысяч человек. Подробное описание захоронений содержится в четвёртом приложении указанного труда Н.К. Никольского ─ «О месте погребения разных лиц (XVI – XVII вв.) в Кириллове монастыре».


Всё вышесказанное напоминает нам о том, насколько осторожно следует подходить к теме исследования монастырского некрополя. Но археологические отчеты ВНПЦ «Древности Севера» свидетельствуют об обратном:


1) Не была создана совместная научно-церковная комиссия. В упомянутой статье О.В. Вороничевой написано, что: «проводились консультации со священниками, которые пояснили, что Русская Православная Церковь не возражает против перезахоронений, если это вызвано необходимостью ремонта храма», что отображено в протоколе реставрационного совета № 3 от 22.07.2010. Надо отметить, что к этому времени основной объём работ по поиску, вскрытию и изъятию захоронений был уже осуществлён. Письменный запрос музея к священноначалию РПЦ оформлен не был, вследствие чего в составлении акта эксгумации захоронений представители Церкви участия не принимали.


Между тем:


-«все захоронения были изъяты» (Куликов А.С., главный архитектор проекта. Отчет по работам в Успенском соборе. 2010 г., С. 17);


-«проведена выемка костяков для проведения антропологических исследований» (Папин И.В. Отчет о выполнении НИР по государственному контракту № 20/2010 от 07.07.2010. С.30);


-«археологические материалы отправлены в лабораторию на антропологическое изучение и анализ ДНК» (Вороничева О.В. Реставрация собора продолжается. Газета «Новая жизнь» от 08.02.2011).


2) При вскрытии захоронений в Успенском соборе никто из духовенства не присутствовал. Наместника монастыря игумена Игнатия пригласили в собор после того, как могилы были уже разорены и засыпались песком для устройства пола.


3) В той же статье Вороничевой О.В. указано, что осенью 2011 г. изъятые останки будут «перезахоронены на свои места», что уже невозможно, поскольку полы устроены и представляют собой монолитную железобетонную стяжку по всей поверхности с элементами электроотопления. Известно, что музеем оставлено место на северной паперти для перезахоронения останков, свободное от теплого пола размером 2 х 1 м вдоль стены собора (братская могила). Таким образом, на своих местах изъятые части захоронений быть уже не могут.


4) В настоящее время Пензенская епархия готовит материалы для прославления в лике святых Амвросия (Орнатского), епископа Пензенского и Саратовского (1819 – 1825). Епископ Амвросий занимает видное место в истории русской духовной литературы, как автор 7-томного труда «История российской иерархии», за который он был избран почетным членом Общества истории и древностей Российских. Епископ Амвросий (Орнатский) был погребен в декабре 1827 г. в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря. Летом 2010 г. его захоронение было вскрыто и разорено. С мощей усопшего было снято облачение и знаки архиерейского достоинства, убрано металлическое надгробие. Подобным же образом были разорены все остальные погребения: изъяты наперсные и нательные кресты, четки, остатки погребальной обуви, монашеские ремни и фрагменты облачений. Если бы к участию в раскопках была привлечена церковная сторона, то в проект работ могли быть внесены изменения.


5) Церковь равноапостольного князя Владимира строилась на вклад вдовы Владимира Ивановича Воротынского как усыпальница князей Воротынских, состоящих в родстве с царским домом Романовых и послуживших воинской славе России. Владимир Иванович принадлежал к ближним боярам Ивана Грозного. Он участвовал в казанском походе и взятии Казани. Его брат Александр Иванович Воротынский был воеводой в Казани, принял монашество с именем Арсения. Михаил Иванович Воротынский был самым знатным и выдающимся из русских военачальников своего времени – главным вождем при взятии Казани, победителем крымского хана Девлет-Гирея. Его сын Иван Михайлович Воротынский был одним из кандидатов на Российский престол. Когда на царство был избран Михаил Федорович Романов, он возглавил депутацию в Кострому к избраннику с просьбой занять престол. Иван Михайлович был первым воеводой в Муроме, Туле, Казани, управлял Москвой во время отсутствия царя. Скончался схимником под именем Ионы. Он является одним из персонажей трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Иван Алексеевич был двоюродным братом (по матери) царя Алексея Михайловича и сопутствовал ему во всех его походах.


Во время археологических раскопок летом 2010 года все останки из усыпальницы были изъяты и отправлены на анализ ДНК и антропологические исследования. Фактически в результате изъятия останков Владимирская церковь потеряла свое историческое назначение усыпальницы древнего рода князей Воротынских, послужившего славе Отечества.


Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что вопросы об эксгумации монашеских захоронений и захоронений выдающихся исторических лиц в одной из самых прославленных обителей России должны решаться не на местечковом уровне и не варварским способом. В принятии решения о целесообразности и методах подобных изысканий должны участвовать авторитетные комиссии, в состав которых должны входить видные ученые, специалисты от РПЦ, занимающиеся подобными раскопками, а также представители общественных организаций, таких, как Российское Дворянское Собрание.


Напомним пророческие строки «умнейшего человека России» А.С. Пушкина:


Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу —

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.


Нельзя превращать Русскую землю в пустыню, а ее обитателей в «Иванов, не помнящих родства»! Бездумное и преступное отношение к своей истории может закончиться трагедией для России и ее народа.



 

03.08.2011

НАЗАД

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group