История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Материалы СМИ. Государство, Церковь и музеи 1998 г. Музей - не без добрых друзей

1998 Г. МУЗЕЙ - НЕ БЕЗ ДОБРЫХ ДРУЗЕЙ

журнал «Интеррос», № 1, 1998


Музей - не без добрых друзей


Не так давно собрание старопечатных книг Ферапонтова монастыря пополнилось уникальными изданиями. Новые экспонаты будут выставлены в Ферапонтове в дни празднования 600-летия монастыря.

Ферапонтов монастырь — уникальный памятник отечественной и мировой культуры — расположен на Северо-Востоке европейской части России.

Ежегодно сюда приезжают десятки тысяч российских и иностранных туристов.

За последние пять лет в монастыре создан один из лучших историко-художественных музеев России. Сделан первый шаг к воссозданию в Ферапонтове полноценного культурного центра. Недавно собрание старопечатных книг пополнилось уникальными изданиями, приобретенными для музея ОНЭКСИМ банком. Новые экспонаты будут выставлены в Ферапонтове в августе 1998 года — в дни празднования 600-летия монастыря.

Неотъемлемой частью Ферапонтова монастыря, этого древнего историко-архитектурного памятника, является Музей фресок Дионисия. Знаменитые росписи собора Рождества Богородицы были выполнены выдающимся московским художником Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром в 1502 году. Живописцам удалось почувствовать и гениально передать в своих творениях гармонию духовного и природного мира. Однажды посетившему Ферапонтов монастырь хочется вернуться сюда, чтобы насладиться чудесной живописью и не менее дивной природой русского Севера.

В 1920-50-е годы столичные музеи ухитрились «растащить» практически все ценное, что находилось в монастыре. Лучшие творения Дионисия хранятся теперь в Третьяковской галерее, в Русском и Кирилловском (г. Кириллов, Кирилло-Белозерский монастырь) музеях. Ни одной иконы нет в Ферапонтове, Все это -последствия государственной политики концентрации выдающихся произведений искусства в национальных музеях и архивах. Российская провинция не могла защитить себя от «набегов» музейных деятелей Москвы и Ленинграда. До сих пор мы слышим доводы в поддержку такой политики: «Изучать искусство «в столицах» удобнее, а что касается туристов, особенно иностранных, то они не готовы воспринять нашу провинциальную действительность с ее бездорожьем, убогими гостиницами и низким уровнем сервиса».

Я думаю, не только музейные работники знают, как трудно сейчас живется музеям, когда отсутствует хотя бы минимальное планомерное финансирование. Тем не менее, при желании сделать можно очень и очень много. Мы — небольшая горстка энтузиастов — начинали создавать музей практически на пустом месте, его фонды насчитывали тогда всего 3 экспоната. А сегодня мы являемся свидетелями рождения нового полноценного Музея фресок Дионисия, обладающего, скажу прямо, немалыми богатствами. В музее есть историко-художественный и архитектурный отделы, отдел графики и живописи. Собрана замечательная этнографическая коллекция. Неотъемлемая часть фондов — собрание рукописей и старопечатных книг.

Даже неискушенный в музейном деле человек легко поймет, что создание музея такого уровня в столь короткие сроки невозможно. Спешу оговориться: невозможно без помощи активных друзей музея — тех, кто словом и делом способствуют его формированию. Русская культура всегда опиралась не столько на государство, сколько на частную инициативу и благотворительность, У нас много друзей в Москве, Петербурге, Вологде, Ярославле и других российских городах.

В 1998 году фонды музея пополнили 127 старопечатных изданий, 50 из них переданы в дар музею ОНЭКСИМ банком, 28 — Никитой Михалковым, 19 — архимандритом Феофаном (Ашурковым), заместителем председателя отдела внешних сношений Московской Патриархии. Одно издание подарено Орденом Святого Константина Великого и несколько замеча-тельных книг — московским коллекционером Валерием Алексеевым. Это не просто редкие и очень ценные книги, но в большинстве своем — уникальные памятники истории и культуры.

Вклад ОНЭКСИМ банка трудно оценить. Щедрость банка позволила музею приобрести классику старой «россики» — превосходно иллюстрированное гамбургское издание книги Адама Олеария о его путешествии в Московию и Персию, датированное 1696 годом; причем эта книга представлена в одном переплете с пятью другими сочинениями о Востоке разных авторов, собранными и прокомментированными Олеарием и изданными в том же 1696 году. Гравюры из книги Олеария с видами русских городов (Москва, Новгород, Нижний Новгород. Казань и другие), карты и планы (в частности, план Москвы и карта Волги), портрет царя Михаила Федоровича стали уже хрестоматийными иллюстрациями любых очерков по истории России XVII века.

Коллекция, приобретенная ОНЭКСИМ банком для Музея фресок Дионисия в Феропонтове, включает два издания XVI века (виленское Евангелие учительное и острожский Маргарит Иоанна Златоуста 1595 года), а также 23 издания XVII века (в их числе раскрашенный экземпляр второго издания Киево-Печерского Патерика 1678 года) и превосходную по разнообразию, качеству и обилию гравюр коллекцию книг XVIII века. ОНЭКСИМ банк войдет в историю музея как один из главных дарителей, фактически заложивший фундамент музейного собрания старопечатных книг.

Вместе с Михаилом Шаромазовым, заместителем директора музея, автор статьи имел счастье сделать предварительную опись уникальных изданий, которые содержат множество интересных исторических и владельческих записей. Музей фресок Дионисия традиционно предпочитает идеально чистым (выставочным) экземплярам старопечатных книг экземпляры с вкладными и другими записями, позволяющими проследить путь книги на протяжении разных исторических эпох. Теперь мы приступили к научному описанию коллекции и думаем завершить работу к 2002 году, когда знаменитым фрескам Дионисия исполнится 500 лет.

По своему качеству книжное собрание музея Ферапонтова монастыря является лучшим в Вологодской области и одним из лучших в российской провинции. Мы с надеждой смотрим в будущее и не сомневаемся в искреннем участии тех, кто верит в возрождение России и помогает сохранять культурное наследие страны.


Герольд Вздорнов, член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group