История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Достопримечательности Фрески Дионисия Фрески Дионисия. Всероссийский проект Сокровенная встреча. О фотоальбоме Юрия Холдина. Наталья Макарова

СОКРОВЕННАЯ ВСТРЕЧА. О ФОТОАЛЬБОМЕ ЮРИЯ ХОЛДИНА. НАТАЛЬЯ МАКАРОВА


Сокровенная встреча


Фрески Ферапонтова монастыря в фотоальбоме Юрия Холдина“Церковный вестник” продолжает рассказывать о новых книгах, представленных на конкурс “Православная книга России”.


Новая жизнь знаменитых фресок Дионисия началась после их 500-летнего юбилея. Фотохудожник и издатель Юрий Холдин выпустил в свет художественный альбом “Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого”, в котором впервые представлен в цвете и на полиграфическом уровне, достойном великого оригинала, полный цикл композиций иконописца второй половины XV века.

500 лет назад выдающийся иконописец Древней Руси расписал храм во имя Рождества Владычицы нашей Пресвятой Богородицы. 100 лет прошло с тех пор, как историки прочитали записи о причастности к этому творению “мудрого живописца в русской земли”, “началохудожника живописания божественных и честных икон”. Но до сих пор достойного и полного альбома фресок Дионисия ни за рубежом, ни в нашей стране не было.

Стенопись в соборе Ферапонтова монастыря — единственный в России памятник с полным циклом фресковых росписей, сохранившихся от полутысячелетнего периода русской средневековой культуры XI—XV веков. Уже по этой причине она имеет уникальное значение, не говоря об авторстве гениального мастера. Наследие Дионисия стоит в ряду работ великих иконописцев — Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева — и по масштабам сопоставимо с творениями общепризнанных мастеров итальянского Возрождения Микеланджело и Рафаэля. Но имена последних давно стали достоянием мировой культуры, тогда как Дионисий в своем Отечестве из-за отсутствия достойного изобразительного материала до настоящего времени был известен весьма ограниченному кругу людей.

В 1911 году искусствовед В.Георгиевский опубликовал книгу “Фрески Ферапонтова монастыря”, где была предпринята первая попытка представить редкую по сохранности и значимости в истории мирового искусства работу Дионисия. В этой книге ученый с горечью отмечал: “К сожалению, механическое воспроизведение воздушно-красочных эффектов совершенно пока недоступно”. Попытки показать фрески широкой общественности продолжались на протяжении всего XX века, но особая световоздушная среда, светоносность и тончайший колорит росписей не раскрывались в передаче фотографическим и полиграфическим способами, не говоря уже о соответствующем подходе советского искусствоведения.

Разрешить эту проблему оказалось непросто. Кризис искусствоведения — лишь малая часть кризиса культуры, вызванного отступлением от веры. Несоответствие между принципами творчества самого Дионисия и светским по своему характеру подходом к изучению его произведений дезориентировало, по сути, несколько поколений наших соотечественников в восприятии и осмыслении созданного им.

Стереотипу мышления нужно было противопоставить другую систему ценностей, которая была бы способна сформировать в общественном сознании новый подход и отношение к исследованию, разработке и изданию подобного материала.

Появлению альбома “Сквозь пелену пяти веков” предшествовали семь лет исследовательской работы в Ферапонтовом монастыре и различных архивах, а также создание Ю.Холдиным Издательско-фотографического центра “ИФА” — мобильного фотографического агентства и издательства, способного решать на очень высоком профессиональном уровне сложнейшие технические задачи. Тем самым была создана альтернатива той непрофессиональной практике публикаций искусствоведов атеистической школы, которую, по мнению православных исследователей, иначе как “иконоборчеством” назвать нельзя.

Издание материалов, связанных с передачей священных изображений, иконописных образов — не менее ответственное служение, чем писание их. Работа над воплощением замысла, возникшего в 1995 году, с самого начала велась с благословения духовника Оптиной пустыни схиигумена Илии. Противодействие системы, сложившейся в искусствоведении и издательских кругах, было жестким и долгим. Пять лет экспедиций, всю исследовательскую и творческую работу по созданию изобразительного материала автор финансировал сам. Только на конечном этапе, когда был выполнен оригинал-макет, появились инвесторы (перечисленные в книге), чьи финансовые вложения содействовали полиграфическому качеству издания.

По неисповедимым путям Божественного Промысла, открытие фресок Дионисия, наметившееся в начале прошлого века, по-настоящему состоялось лишь в конце 2002 года. То, о чем мечтал В.Георгиевский, свершилось почти 100 лет спустя.

Образы знаменитого собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, словно святыня, долгие годы находившаяся “под спудом”, открылись нам в своем первозданном величии и красоте на страницах художественного альбома “Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого”.

Фотохудожник Юрий Холдин поистине раскрыл двери Ферапонтовского собора, дав каждому из нас возможность стать сопричастным тайне искусства великого мастера. С помощью языка искусства фотографии созданы архитектурные пейзажи интерьерного пространства храма площадью около 700 кв. м., в которые включены более трехсот фресковых композиций Дионисия. Сложная постановочная съемка выполнена с учетом естественной световоздушной среды, особенностей канона, архитектуры, цвета, композиций фресок и фактуры, благодаря чему возникает эффект пространственного восприятия образов — возможности как бы находиться в стенах собора.

Интересен контекст, в котором живут фрески Дионисия. Это Русский Север с его особым народом — северянами; это современные пейзажи, сегодняшняя жизнь — напряженная, драматичная, подчас трагическая, окружающая эту древнюю красоту. Надо отметить, что развитие изобразительного ряда в этом фундаментальном труде объемом в 420 страниц необычно. В альбоме отчетливо прослеживается драматургия, последовательность внутреннего повествования, благодаря чему полнее раскрываются образы собора, приобщая нас к созерцательному опыту самого Дионисия. Впечатляют стройность композиций, тончайшая передача света и цвета, музыкальность аранжировки всей структуры фресок, сохраненной и развитой в альбоме. Но больше всего поражает появление в мировой книжной практике издания, не иллюстрирующего фрески Ферапонтова монастыря, а создающего уникальную возможность войти в их мир. Альбом меняет привычные представления о жанровых границах книжного и фотографического искусства, о художественном и одновременно научном осмыслении подобного материала. В анализе эпохи и творчества Дионисия присутствует богословский аспект, который исключался в трудах авторов периода советского искусствоведения. Каждая композиция сопровождается комментарием, раскрывающим библейскую, историческую, догматическую основу и содержание художественного образа (текст — Екатерины Даниловой).

Труд Дионисия — вершина золотого века русской иконописи, “умозрения в красках”, образец высокого искусства фресковой живописи. Издательский проект, осуществленный Ю.Холдиным — просветительский альбом и прекрасное пособие для художников, иконописцев, богословов, искусствоведов, фотографов, реставраторов — для всех, кто дорожит русской культурой. Это новое слово в искусстве фотографии, искусствоведении и книгоиздании, способствующее возрождению и укреплению православия в нашем Отечестве.


Наталья Макарова

Церковный вестник. Официальное издание Русской Православной Церкви

№ 9-10 (262-263) май 2003 г.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group