История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Архив: документы и комментарии Проект совместного использования Ферапонтова монастыря музеем и монашествующими 1999 г.

ПРОЕКТ СОВМЕСТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ МУЗЕЕМ И МОНАШЕСТВУЮЩИМИ 1999 Г.

Проект


В мировой практике давно принято так называемое "совместное использование" храмовыми постройками по прямому их назначению и музеями. Подобное широко распространяется и в отечественной практике. Специалистами опыт признается положительным, тем более, что памятники находятся под их наблюдением. Это касается храмов и монастырей не только поздней архитектуры, но и выдающихся памятников, имеющих древнейшую архитектуру, стенопись, иконостасы.

В настоящее время накоплен достаточно большой опыт совместного использования храмов, представляющих исключительную историко-художественную ценность и являющихся уникальными памятниками мировой культуры, Церковью и музеями. Достаточно вспомнить соборы Московского Кремля - Успенский и Архангельский, имеющие фресковую живопись ХV-XVII вв., древние иконостасы и особо ценные иконы и исторические реликвии, относящиеся к ХI-ХIХ вв.: фрагменты фресок Дионисия, иконы великомученика Георгия кон. ХI в., Успения 1479 г., драгоценные ткани, лицевое шитье кон. ХV—ХVI вв. В течение последних лет в соборах проводятся регулярные праздничные богослужения, а в остальное время они используются как музеи.

В Смоленском соборе ХVI в. Новодевичьего монастыря, в Преображенском соборе ХVII в. Новоспасского монастыря с фресками и древними иконостасами богослужения проводятся в течение 8 лет, фактов отрицательного влияния богослужений на сохранность художественных ценностей не имеется. Аналогичный опыт приобретен и в других древних городах России. Софийский собор ХI в. в Новгороде с фресками ХII-ХIX вв., подлинным иконостасом ХIV-XVI вв., в том числе древнейшей иконой "Знамения" ХI в., уже несколько лет используется для богослужений. Начались богослужения в древнейшем Георгиевском соборе ХI в. Юрьева монастыря.

Во Владимире постоянно действующим храмом является Успенский собор 1158 - 1161 гг. с фресками преподобного Андрея Рублева, а также недавно открыт для богослужений храм Покрова на Нерли 1165 г. Во Пскове, в древнейшем Мирожском монастыре начались богослужения в церкви Спаса сер. XII в., имеющей фресковую живопись.

Стало традиционным постоянное взаимодействие правящих архиереев со специалистами: архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками, работающими в Области художественных ценностей. Нахождение в стенах монастыря музея создаст благоприятную обстановку консультативного сотрудничества по многим вопросам хранения тех помещений, которые будут находиться в совместном пользовании. Кроме того, для музея будет источник притока посетителей в несезонное время за счет паломников, дополнительные пожертвования на проведение реставрационных работ и содержание памятников, а также возможность реальной помощи трудами насельников. Объединение усилий и средств со стороны Церкви и музея в деле реставрации даст возможность проведения их на более высоком уровне и в ожидаемые сроки.

Ограничивать жизнь монастыря деятельностью только музея непозволительно по многим причинам.

1. Ферапонтов монастырь - это, прежде всего, Святыня Белозерья. Именно поэтому он посещаем. Даже та часть посетителей, кого именуют туристами, отправляются в путешествие, чтобы увидеть святые места. А в последнее время среди приезжающих увеличивается доля паломников, которые хотели бы не только видеть прекрасное, но и участвовать в жизни монастыря своими трудами.

2. Мощи преподобного Мартиниана, одного из основателей монастыря, не могут находиться только в ведении музея, поскольку не могут ему принадлежать. Доступ к мощам должен быть открыт для верующих, а облик усыпальницы - соответствовать назначению.

З. Направление деятельности музея всегда будет зависеть: от политических течений настоящего момента. По этой причине экспозиции в стенах монастыря могут быть и атеистическими. История музеев в монастырях изобилует фактами поругания святынь и их прямого уничтожения, разрушений иконостасов, поздних икон, мощей и мощевиков. В некоторых чертах это остается и по сей день.

4. Музейная деятельность, как бы она ни была налажена и высоко оценена учреждениями культуры, не может заменить того, что дает обществу монастырь. А вместо монастыря музей становится неравноценной подменой духовного - эстетическим, душевным. Самые лучшие, но инородные храму экспозиции - это диссонанс, в том числе и эстетический.

5. Все созданное в монастыре есть результат трудов иноков. В недрах Церкви создавалась православная культура и без Церкви она мертва.

6. Вклады, вносимые дарителями, шли на помин их душ. И прекращение молитвенной жизни монастыря есть нарушение последней воли завещателя, что по всем нравственным законам не выдерживает критики.

7. Изменение первоначального предназначения строений вызывает ряд неудобств и для музейного использования, желание приспособить, переделать, а значит, нарушить архитектурный замысел.

8. Благотворное влияние действующих монастырей на окружающее население, на природу, подтверждалось тысячелетиями. Неслучайно, в настоящее время, самое тяжелое социологическое положение именно в тех местах, где закрыты монастыри (например, криминогенная обстановка в Горицах, где до революции существовал один из лучших женских монастырей царской России). В Ферапонтове духовная атмосфера также отличается глубокой нравственной запущенностью.

9. Нельзя не учитывать и фактор трудовой занятости жителей села Ферапонтова и его окрестностей. Строительные и реставрационные работы в монастыре и за его пределами позволят обеспечить работой часть населения на ближайшие 10-15 лет.

Хлопоты о восстановлении обители начинались с открытием прихода, но до последнего времени этой идее противостояла музейная сторона, по вполне понятным причинам. Однако, при решении таких ответственных вопросов следует иметь ввиду не столько "цеховые" интересы, сколько всю полноту проблемы в целом. К тому же, об открытии монастыря в древней обители высказано благопожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II своем обращении по поводу 600-летия Ферапонтова монастыря. Это начинание поддерживается вологодской и московской общественностью. Есть лица, выразившие желание быть насельниками обители в Ферапонтове, в том числе монашествующие.

Одним из важнейших моментов для Ферапонтова монастыря является уникальная сохранность фресок Дионисия - единственное место, где столь древняя стенопись сохранилась без поновлений в полном составе. Этот факт становится основополагающим для восстановления живой иконописной традиции в монастыре, где находится "эталон" иконописания в технике фрески. Ввиду уникальности, собор Рождества Богородицы должен постоянно находиться под наблюдением музея и реставраторов. Режим для его посещений остается в компетенции музея.

Создание иконописной мастерской возможно при использовании опыта иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре и с ее помощью, что позволит возродить северную традицию иконописания. Среди выпускников лаврской школы есть жители Вологды и Кириллова. Иконописание должно стать основным в деятельности возрождающейся обители. Музей фресок Дионисия может помочь этому начинанию имеющейся коллекцией прорисей фресок и копий.


Село Ферапонтово, 1999 год.

(с) Е.Стрельникова



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group