История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Белоезерский Патерик Кирилловская энциклопедия Асенефа (Клементьева), блаженная

АСЕНЕФА (КЛЕМЕНТЬЕВА), БЛАЖЕННАЯ

Асенефа (Клементьева Раиса Михайловна), 1802 г. (29.06)–1892 г. (19.04), блаженная, юродивая Христа ради, монахиня Горицкого Воскресенского монастыря. Происходила из богатого помещичьего рода, родители владели имением Несвойское в 30 верстах от г. Вологды. Отец Михаил Иванович Клементьев был надворным советником. Мать Александра Алексеевна (урожденная Ярославова) рано овдовела. Тяжело переживая утрату, она обратилась за советом к архимандриту Кирилло-Новоезерского монастыря Феофану (Соколову), известному подвижнику XIX в. От отца Феофана вдова поехала в Горицкий монастырь и осталась в нем с тремя дочерьми. Это произошло летом 1816 г.

Игуменией монастыря тогда была известная старица Маврикия (Ходнева), которая возобновила обитель и преобразовала ее из особножительной в общежительную. Под влиянием матушки Маврикии семейство Клементьевых обрело душевный покой в стенах Горицкого монастыря. Со своей стороны игумения нуждалась в хорошей и разумной помощнице, которая нашлась в лице вдовы Александры Алексеевны (в иночестве Агнии). Монахиня Агния принесла в дар щедрые и богатые вклады – все свое достояние. Но выше всех жертв была жертва самой себя и трех юных дочерей.

Старшая дочь Серафима (в иночестве Аркадия, 1792–1821) стала иконописицей. Она рано умерла, прожив в монастыре всего 5 лет. Средняя Апполинария (в иночестве Арсения, 1799–1863) стала игуменией монастыря – преемницей матушки Маврикии, которая, готовясь принять схиму, просила об этом епархиальное начальство. Новая игумения ненадолго пережила свою предшественницу, всего 7 лет она была на посту настоятельницы. Не щадя своих сил в постоянных заботах о благоустройстве обители, она сильно простудилась и умерла.

Младшая дочь Раиса попала в монастырь в 14-летнем возрасте, рано проявив склонность к тяжелому труду, строгим постам и усиленной молитве. С первых дней она удивляла сестер обители усердием, ревностно исполняя послушания: писала иконы, пела на клиросе, носила ежедневно до 40 ушатов воды, поднимаясь в гору по крутому склону берега Шексны. Пищу иногда не вкушала по 12 дней. Через 13 лет, видя в юной подвижнице особую избранницу Божию, игумения Маврикия решила постричь ее в мантию, когда той исполнилось 27 лет. При постриге ее нарекли Асенефой. В день пострига мать Асенефа начала юродствовать. Стала бегать, вертеть в церкви скамейки и кричать: “давайте танцевать”. Это действие оказалось первым ее пророчеством: ровно через 100 лет закрыли монастырь и в Троицком соборе устроили клуб с танцами. И в последующие дни новопостриженная проявляла буйный характер, особенно, если кто-нибудь из сестер догадывался, какой подвиг взяла на себя молодая монахиня.

Прискорбно было ее родной матери видеть дочь безумствующей. Не понимая причины перемены в дочери, мать пыталась ее лечить. Иногда, впадая во гнев, приказывала своему бывшему швейцару запирать дочь в келье или подвале, возила ее на отчитывание к старцам. Так длилось до той поры, пока мать не стала свидетельницей встречи блаженной с задонским затворником Георгием (Машуриным, 1789–1836), в прошлом тоже вологодским дворянином. Когда карета подъезжала к монастырю, блаженная выскочила из нее и убежала в лес. Мать решила, что беснование дочери мешает приблизиться той к старцу. Когда же она вошла в келью Георгия Затворника, то увидела, как старец благословлял юродивую: “Ну, Асенефа, велик ты крест взяла на себя, снесешь ли его?” После этого случая мать Агния уже не беспокоила блаженную.

Асенефа до конца донесла свой нелегкий крест, прожив 90 лет. Сестры обители записывали множество случаев ее прозорливости и молитвенной помощи страждущим. Одежду и обувь мать Асенефа меняла раз в год – в день своего рождения, в остальные дни ходила оборванной, часто босой. Спала на голом полу, большую часть ночи проводила в темном сыром подвале. Перед Великим постом прощалась со всеми и запиралась в келье, не выходя. На Пасху приходила в храм, а после службы вновь начинала юродствовать.

В конце жизни мать Асенефа стала расслабленной, о чем сама предсказывала. Лишилась зрения и заболела ногами. Последние 16 лет лежала на полу над холодным подвалом. С тех пор, как блаженная впала в расслабление и ослепла, она стала принимать к себе людей. Ходили к ней за советом и сестры, и миряне, иногда приезжая издалека, многие писали письма. С теми, кто приходил из любопытства, блаженная не разговаривала. Она имела особенный дары прозорливости и утешения скорбящих. Многих сестер избавляла от монашеского искушения – тоски.

Свидетельства о блаженной жизни юродивой Христа ради Асенефы (Клементьевой) записал архимандрит вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Неофит (Следников), впоследствии епископ Измаильский и новомученик († 1918). Он был свидетелем посещения блаженной старицы св. праведным Иоанном Кронштадтским в 1891 г.

После преставления юродивой Асенефы сестры благоговейно сохраняли в неприкосновенности ее келью. Там находилось большое резное Распятие, икона Владимирской Божией Матери, написанная самой Асенефой. На стене висели портреты родителей, сестер и Георгия Затворника. Тут же была и цепь, которой приковывали к стене блаженную по приказанию ее матери. До наших дней сохранился надгробный памятник из белого мрамора, он помещен с северной стороны древнего Воскресенского собора, там, где по описанию была захоронена блаженная Асенефа. Не сохранился крест, венчавший надгробье. В годы гонений все памятники из монастыря были брошены в болотину.


Литература: Летопись Горицкого монастыря.  Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 314, 327, 332; Иоанн Калинин, инок. Воскресенский Горицкий девичий монастырь Новгородской епархии и его подвижницы. Кириллов, 1914; [Неофит, епископ]. В дар Христу. Воспоминания о юродивой монахине Асенефе Клементьевой епископа Неофита. Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1917.


(с) Е.Стрельникова



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group