История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Белоезерский Патерик Кирилловское викариатство Епископ Варсонофий (Лебедев) 1917-1918 гг.

ЕПИСКОП ВАРСОНОФИЙ (ЛЕБЕДЕВ) 1917-1918 ГГ.

Доклад на XIV ежегодной Богословской конференции

Православного Свято-Тихоновского богословского института

Секция Истории РПЦ XX века

24 – 24 января 2004 года



Епископ Варсонофий (Лебедев)


Епископ Варсонофий (Лебедев) – в миру Василий Павлович (1871–2/15.9.1918), родился в селе Старухине Белавинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Никольского храма Старухинского погоста. Мать Агриппина Ивановна рано овдовела, когда Василию исполнилось 8 лет. На руках вдовы осталось 8 детей, старшему исполнилось 14 лет. Закончив Боровичское духовное училище (1884), а затем и Новгородскую ДС (1894), выпускник был определен помощником епархиального миссионера.

1 апреля 1895 г. Василий Лебедев принял монашеский постриг, наречен Варсонофием, 9 апреля рукоположен во иеродиакона, 30 июля – во иеромонаха. О. Варсонофия зачислили в братию новгородского Антониева монастыря, на территории которого находилась семинария, но свой монашеский подвиг он нес не столько в келье, сколько в гуще народа. 22 года он был миссионером трех уездов обширной Новгородской епархии, участвовал во Всероссийских миссионерских съездах: в Казани (1897), Киеве (1908), Петербурге (1912). В 1909 г. старообрядцами о. Варсонофий был приглашен в Москву на I Поморский съезд. Результатом его многолетних трудов был переход многих старообрядцев к единоверию. За свою миссионерскую деятельность о. Варсонофий был награжден в 1902 г. наперсным крестом, в 1909 г. возведен в сан архимандрита, в 1912 г. награжден орденом Св. Анны II степени, в 1916 г. орденом Св. Владимира IV степени (2).

О. Варсонофий явился одним из главных устроителей новой обители с необычным названием “Забудущие родители”, как назывался скит на древнем кладбище в 30 верстах от Старухинского погоста в Боровичском уезде и в 8 верстах от вотчины А.В. Суворова села Кончанского. Лесной скит впоследствии был преобразован в монастырь. В число насельников вошел младший брат о. Варсонофия Алексей Лебедев (в монашестве Арсений), расстрелянный 17.12.1937.

7 и 8 января 1917 г. состоялось наречение и хиротония архимандрита Варсонофия во епископа Кирилловского. Хиротонию совершали 7 архиереев во главе с архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким). 31 января 1917 г. еп. Варсонофий прибыл в свой кафедральный город Кириллов (тогда Новгородской губ., с лета 1918 г. Череповецкой губ., ныне Вологодская обл.) Всего полтора года Владыка пребывал на Кирилловской кафедре. При наступлении смутного времени он неустанно призывал народ к вере, к жизни в Церкви. Епископ обладал даром горячей проповеди, и народ верующий внимал каждому слову архипастыря. Он открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей, одной из задач которого была охрана православных святынь, главным образом, святынь Кирилло-Белозерского монастыря.

2/15 сентября 1918 г. в дни “красного террора” руками череповецких карателей епископ Варсонофий был расстрелян в предместьях г. Кириллова на горе Золотухе. Вместе с ним казнили игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову) и четверых мирян: дворянина Михаила Дормидонтовича Трубникова отставного капитана 2-го ранга и бывшего мирового судью, Николая Игнатьевича Бурлакова бывшего гласного городской Думы и крестьян Анатолия Андреевича Барашкова и Филиппа Кирилловича Марышева, находившихся в тюрьме в числе заложников(3). Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ, проходившим в Москве 13–16 августа 2000 г., все причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Если о сщмч. Варсонофии и прмч. Серафиме оказалось возможным по документам установить многие подробности биографического характера, то о мирянах пока сказать этого нельзя. Ни поиски родственников, ни архивные изыскания пока результатов не дали.

Основой для составления проекта жития новомучеников послужили материалы доклада члена Новгородского епархиального совета и одного из редакторов Новгородских епархиальных ведомостей В.Н. Финикова, посланного для расследования в Кириллов еп. Тихвинским Алексием (Симанским) за отсутствием в Новгороде митр. Арсения (Стадницкого). Владимир Николаевич прибыл в Кириллов на 9-й день после расстрела. Он опросил насельников Кирилло-Белозерского монастыря и археолога А.И. Анисимова спутника Владыки в его последней поездке в Горицкий женский монастырь, по возвращении из которого епископ был арестован. Посланник встречался также с представителями исполкомов Кириллова и Череповца на предмет переговоров о возможности перезахоронить Владыку в своем монастыре архиерейским чином, для чего должен был прибыть из Новгорода еп. Алексий. Собранные Финиковым материалы были представлены в Комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора 1917–1918 гг. Эти материалы были подняты Синодальной Комиссией по канонизации святых в 2000 г.

Обстоятельства ареста и расстрела, описанные В.Н. Финиковым, обнаруживают удивительную картину неотступной веры и великодушного мужества, проявленных еп. Варсонофием и иг. Серафимой. Поскольку нет возможности подробно остановиться на этом, я отсылаю интересующихся к проекту Жития и к нашей книге, первая часть которой посвящена Житию сщмч. Варсонофия(4).

Расстрел производил карательный отряд, посланный из нового губернского города Череповца, к административному ведению которого был отнесен город Кириллов. О том, что это была часть общей программы репрессий по стране, свидетельствует тот факт, что накануне летом в Кириллове находился отряд латышских стрелков, которому, собственно, нечего было делать в старом уездном городе, где не проходила ни линия фронта, не имелось и иных государственных задач, кроме большевистских репрессий. Протоколом Кирилловского Уездного исполкома № 70 от 25.6.1918 г. обсуждалось заявление начальника латышских стрелков Петерсона о необходимости отъезда отряда. Взамен исполком просил прислать пять инструкторов(5). Фамилия инструктора, проводившего накануне 4.9.1918 (н.ст.) расстрел бывшего кирилловского исправника В.М. Хàбакова была Синявин(6). Других подробностей начала массовых репрессий в городе пока установить не удалось, кроме списка заложников, состоящих из 37 человек, и найденных нами в череповецком филиале вологодского архива в деле о провокационном убийстве коммуниста Костюничева(7), которое послужило сигналом к расправам над духовенством.

Расстрел еп. Варсонофия, иг. Серафимы и четверых мирян был произведен на учебном стрельбище в предместье Кириллова, на 2-й версте по старой горицкой дороге у горы Золотухи. Тела мучеников положили в общую яму, которую заставили вырыть купцов-заложников. Дважды монахи получали от властей разрешение выкопать тело Владыки и перезахоронить его отдельно в своем монастыре, но красноармейцы выстрелами прерывали работы. Тела казненных так и остались лежать в одной яме на месте расстрела.

Гора Золотуха в годы советской власти была превращена в свалку костей забитого скота, там же был построен свинарник, затем устроен карьер. Летом 2000 г. на Золотухе начались поиски останков мучеников с привлечением специалистов из отдела криминалистики Генеральной Прокуратуры(8). В следующем году работы продолжила экспедиция, возглавляемая иг. Дамаскиным (Орловским). Останки найдены не были. На Золотухе в 1998 г. установлен Поклонный Крест. В настоящее время идет строительство часовни во имя Новомучеников Кирилловских.


(2) Галкин А.К., Бовкало А.А. Новгородский миссионер епископ Варсонофий (Лебедев) // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Тезисы докладов и сообщений научной конференции. Новгород. 1994. С. 128–131; Стрельникова Е. Священномученик Варсонофий, новгородский миссионер // Миссионерское обозрение № 3 (65) / 2001.

(3) Об обстоятельствах ареста и расстрела см. подробно: ГАРФ. Ф. 550, оп. 1, д. 117 Доклад еп. Тихвинского Алексия архиеп. Арсению о расстреле настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря еп. Варсонофия, игумении Серафимы и других; а также: Стрельникова Е. Новомученики и исповедники белозерские. Монастыри Кирилловского уезда в ХХ веке // К свету № 15. Вып. Край Кирилла Белозерского. М., 1997. Изд. Родник. С. 132–137; Проект Жития, составленный Синодальной Комиссией по канонизации святых Московской Патриархии 1998 г. Архив Вологодского епархиального управления, Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ XX столетия. Кн. 5. Тверь, 2001. С. 209–230.

(4) Жития новомучеников Кирилловских. М., 2003. Изд. дом “Истоки”.

(5) ГАВО. Ф. 2201, оп. 1, д. 5 (кор. 1), л. 128.

(6) КБИАХМЗ ОПИ. № 2982/83. Газ. “Известия Кирилловского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов” № 53 от 12.09.1918.

(7) ЧФ ГАВО. Ф. 237, оп. 7, д. 7, л. 72.

(8) Стрельникова Е. Поиски на Золотухе // Газ. “Вера-Эском”. Сыктывкар. 2000, № 369, с. 19–20.


(с) Е.Стрельникова



Написать отзыв
Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения !
*Имя:
E-mail:
Телефон:
*Сообщение:
 

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group