История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Архив: документы и комментарии Комментарии о возвращении церковного имущества Особенности и некоторые проблемы имущественных прав религиозных организаций

ОСОБЕННОСТИ И НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Особенности и некоторые проблемы имущественных

прав религиозных организаций

Куницын И.А.



В отличие от религиозных групп с точки зрения действующего законодательства религиозные организации представляют собой полноценный субъект права, а потому они способны самостоятельно от своего имени осуществлять принадлежащие им имущественные права. В религиозной литературе, существует много мнений о том, кто должен признаваться субъектом имущественных прав религиозной организации (1). Современное регулирование правового статуса религиозных организаций соответствует положениям институционной теории.

Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” не делает различий в имущественных правах местных и централизованных религиозных организаций. С гражданско-правовой точки зрения все существующие сегодня на территории России конфессии не представляют собой единого субъекта права, являясь совокупностью равноправных юридических лиц. Из этого следует, что все входящие в их состав структурные подразделения (приходы, религиозные центры, религиозные учебные заведения) на равных условиях вправе иметь на праве собственности или на ином вещном праве имущество религиозного назначения, а также иное движимое и недвижимое имущество, в том числе землю. Причём имущественные права этими подразделениями могут быть реализованы без какого бы то ни было согласования с религиозными центрами и общеконфессиональными интересами. Подобное построение внутренних конфессиональных имущественных отношений не противоречит внутреннему устройству и потребностям некоторых конфессий таких как протестантизм, буддизм, а также конфессий, с высокой степенью рассеяния по территории страны принадлежащих к ним религиозных организаций. Вместе с тем, подобное положение вещей вряд ли можно признать полезным для таких крупных конфессий, структура которых построена на принципе строгой централизации (Русская Православная Церковь). В меньшей степени это актуально для крупных исламских конфессий - Духовного управления мусульман Европейской части СНГ и Сибири, Духовного управления мусульман Центрально-Европейской части России. Как пишет известный специалист по имущественно-правовым вопросам М.В. Ильичёв, - “…вызывает некоторое беспокойство тот факт, что теперь каждое каноническое подразделение имеет возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом, которое должно было бы принадлежать Церкви в целом, а ведь именно недвижимость и земельные участки, на которых данная недвижимость находится, являются ключевым моментом обеспечения жизнедеятельности канонических подразделений как с гражданско-правовых, так и с церковных позиций…” (2)

С этим мнением трудно не согласиться. Во-первых, практика показывает, что очень часто названные конфессии страдают от возникновения разного рода “альтернативных” местных религиозных организаций, образующихся в результате раскола религиозной общины и её перехода под юрисдикцию других централизованных организаций. В результате отколовшаяся часть общины предъявляет свои претензии на имущество другой части общины. В этой связи суды поставлены в весьма сложное положение, поскольку любой исход судебного процесса ущемит права одной из сторон. Часть общины, оставшаяся в лоне своей конфессии, не пожелает отдавать имущество, находящееся у неё на законных основаниях, другая часть, доказав свою легитимность, будет обосновывать свои права на имущество или его часть, в том числе на здания и сооружения.

Юридическое разрешение проблемы в пользу одной из сторон не совпадает с её фактическим разрешением, что создаёт условия для возникновения межрелигиозной розни, разжигание которой запрещено пунктом 5 статьи 13 Конституции РФ. Во-вторых, имущество, приобретённое на законных основаниях местной религиозной организацией (в особенности, квартиры, дачи, автотранспортные средства и т.п.) нередко используется для удовлетворения личных потребностей должностных лиц этих организаций или на иные цели, противоречащие уставу. Такое положение вещей не соответствует интересам конфессий и нарушает права рядовых верующих. Возникают предпосылки для возникновения религиозных расколов. Всё это приводит к выводу о том, что современное законодательство, регулирующее имущественные отношения религиозных организаций, создаёт угрозу целостности крупных российских конфессий. В свою очередь, подобные внутри- и межконфессиональные конфликты стимулируют разгон центробежных тенденций и сепаратистских настроений, угрожающих целостности Российской Федерации.

Для решения этой проблемы М.В. Ильичёв применительно к Русской Православной Церкви видит целесообразным следующее: “всё недвижимое церковное имущество религиозногоназначения, а также недвижимое имущество, предназначенное для выполнения уставных целей канонических подразделений, должно находится в собственности или пользовании только самой Церкви в целом, а не у её канонических подразделений. Церковь должна сконцентрировать у себя всё недвижимое церковное имущество, которое впоследствии будет передаваться ею в пользование каноническим подразделениям на основании соглашения между Церковью и этим подразделением…” (3) Дополняя сказанное, отметим, что, по нашему мнению, существует необходимость внесения изменений и дополнений в законодательство, устанавливающих в качестве альтернативы централизованный вариант регулирования правового режима церковного имущества. Причём переход на такую систему управления должен осуществляться исключительно по свободному волеизъявлению заинтересованных конфессий, выраженных путём принятия соответствующих решений их полномочными руководящими органами. Однако необходимо иметь ввиду, что эта система не должна сковывать приходскую жизнь, не должна ставить под вопрос инициативы местных религиозных организаций, а наоборот стимулировать наиболее оптимальное использование имущества на религиозные, социальные и культурно-просветительские цели. При наличии широких прав по использованию имущества главное ограничение будет касаться права его отчуждения. Вместе с тем, чтобы исключить его необоснованное изъятие централизованными религиозными организациями в заключаемом между ними договоре о безвозмездном пользовании имуществом имеет смысл предусмотреть исчерпывающий перечень оснований применения такой меры.

Существует также другой путь повышения эффективности имущественных отношений внутри конфессий, поскольку для сложившихся отношений будет обоснованным тот объём правомочий, который соответствует праву хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ (ч. 1). Кроме государственных и муниципальных предприятий гражданское законодательство не наделяет иные юридические лица правом хозяйственного ведения. Поэтому такой вариант решения проблемы потребует внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ (ч. 1) и Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Сущность некоторых изменений и дополнений можно выразить в следующих формулировках:

Статья […]. Права централизованной религиозной организации в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении местной религиозной организации […].

Централизованная религиозная организация, являющаяся собственником имущества, находящегося в хозяйственном ведении местной религиозной организации, в соответствии с законом решает вопросы её реорганизации и ликвидации, назначает руководителя местной религиозной организации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего ей имущества.

Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении местной религиозной организации. […].

Местная религиозная организация не вправе продавать принадлежащее ей на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим местной религиозной организации, она распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Разумеется, внесение изменений и дополнений в законодательство не может быть осуществлено без тщательной отработки и согласования с заинтересованными конфессиями, а также приведения всего законодательства в соответствие с новыми положениями. Такие меры позволят не допустить бесконтрольного развития многих негативных процессов в религиозной жизни страны.

Некоторые особенности в обладании имущественными правами присущи учреждениям, созданным согласно пункту 6 статьи 8 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом (руководящие, координирующие или вспомогательные органы), а также учреждения профессионального религиозного образования. Одной из особенностей учреждения является осуществление в отношении закреплённого за ним имущества права оперативного управления с сохранением права собственности за создавшей его религиозной организацией. Такое имущество учреждения может быть изъято собственником или перераспределено иным образом. Учреждения имеют смету, утверждённую собственником. Религиозная организация – собственник несёт субсидиарную ответственность по долгам учреждения в случае недостаточности имущества самого учреждения.


Понятие и виды имущественных прав религиозных организаций


Несмотря на то, что религиозные организации создаются для совместного исповедания и распространения религиозных ценностей, т.е. удовлетворения нематериальных потребностей, их деятельность протекает не только в духовной, но и в материальной сфере. В своей деятельности они используют вполне материальные предметы, которые служат удовлетворению религиозных потребностей (храм, иконы, книги). Однако обладание указанным имуществом сопряжено с участим религиозных организаций в гражданско-правовых отношениях, а также с определённым правовым режимом этого имущества. Разнообразие видов таких прав обусловлено широкой гаммой отношений, участниками которых становятся религиозные организации в процессе своей деятельности. В одних случаях этот правовой режим имущества определяется законом, в других, в случае, предоставления юридическими или физическими лицами, носит обязательственный характер и определяется договором. Нормы закона или договора, позволяющие использовать религиозными организациями своё имущество для достижения уставных целей, фиксируют определенное отношение субъекта к своему имуществу путём закрепления за ним соответствующих правомочий, объём которых зависит от вида предоставляемого права. Таким образом, имущественные права религиозных организаций - это совокупность вещных и обязательственных прав, закреплённых в законе или договоре и выражающих отношение религиозной организации к имуществу, используемому для достижения уставных целей. В настоящей статье будут рассмотрены те имущественные права, которые наиболее характерны для деятельности религиозных организаций.

Право собственности предоставляется религиозным организациям согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Отметим, что приведённый здесь перечень оснований приобретения права собственности не является исчерпывающим. Исходя из содержания статьи и существующей практики такие основания можно классифицировать следующим образом.

Приобретение имущества на возмездной основе по сделкам купли-продажи, поставки, мены, ренты.

Создание имущества в результате производственной деятельности (предметы религиозного назначения);

Возникновение прав на имущество (в т.ч. денежные средства), поступающего как от непосредственной предпринимательской деятельности, так и осуществляемой посредством деятельности хозяйственных обществ, находящихся в собственности религиозной организации.

Передача имущества или денежных средств в качестве добровольных пожертвований, обусловленных использованием на уставные цели, в т.ч. на восстановление или содержание памятников истории и культуры, - гражданами, а также юридическими лицами.

Государственное финансирование либо оказание иной материальной помощи в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Приватизация имущества в порядке, предусмотренном Письмом Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 1 декабря 1994 года N ОК-6/10365 “Об участии религиозных объединений в приватизации государственного имущества” (4)

Возврат имущества, изъятого Советским государством, который происходит согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Передача в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, относящегося к федеральной собственности, сегодня осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 года N 248 “О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения” (5) Передача осуществляется Правительством РФ по совместному представлению Министерства культуры РФ и Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом либо по представлению Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Она производится Министерством по управлению государственным имуществом РФ на основании Распоряжения Правительства РФ. Не подлежат передаче в собственность особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации. Однако, следует признать, что передача имущества в собственность религиозных организаций – скорее исключение чем правило, так как большая его часть отнесена к разряду памятников истории и культуры. Так, например, на основании Распоряжения Правительства РФ от 2 февраля 1998 года N 165-рп в собственность Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) безвозмездно передано имущество религиозного назначения, не относящееся к памятникам истории и культуры, находящееся в Госфонде России. (6) Что касается передачи имущества религиозного назначения в собственность на региональном уровне, то, как правило, здесь ситуация ещё более сложная, особенно в части передачи им объектов недвижимости. Во многих регионах отсутствуют нормативные акты, подробно и чётко регламентирующие такую передачу. Основная масса проблем возникает из-за отсутствия комплексного подхода к решению этой проблемы, требуется установить принципы, согласно которым будет определяться субъект права собственности на передаваемое имущество. В их основу должны быть положены результаты анализа источников финансирования работ по созданию (строительству и восстановлению) недвижимых объектов и предметов религиозного назначения, среди которых можно выделить следующие виды:

• привлекаемые добровольные пожертвования и собственные средства религиозных организаций;

• средства федерального и региональных бюджетов;

• сочетание средств федерального и региональных бюджетов, а также собственных и привлекаемых средств религиозных организаций.

Исходя из этой классификации следует определять юридическую судьбу указанного имущества. Так, в первом случае право собственности приобретается религиозной организацией на основании пункта 1 статьи 218, согласно которому право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом, и статьи 219 ГК РФ, которая гласит: “право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации”. Во втором случае, если имущество религиозного назначения является вновь созданным, то право собственности на него по тем же основаниям приобретает субъект федерации, из бюджета которого финансировалось его создание, или, соответственно, Российская Федерация. Дальнейшая его юридическая судьба, будь то передача в собственность или в пользование религиозным организациям, определяется уполномоченными государственными органами. Если же создание имущества имело характер восстановления в результате его уничтожения или разрушения в советский период, т.е. до этого существовал идентичный предмет или объект недвижимости религиозного назначения, то будет справедливым передать имущество должно быть передано в собственность религиозной организации. В последнем, третьем, случае, решение вопроса о субъекте права собственности на имущество аналогично его решению во втором случае. Однако в случае восстановления имущества, уничтоженного в Советский период, речь также должна идти только о его передаче в собственность религиозным организациям, независимо от долей финансирования. При создании нового имущества религиозного назначения вопрос решается в зависимости от размера доли финансирования с той и с другой стороны. Сегодня благодаря существующему правовому вакууму органы власти субъектов федерации передают религиозным организациям практически любое имущество не в собственность, а только лишь в безвозмездное пользование.

Право оперативного управления принадлежит учреждениям, создаваемым согласно пункту 6 статьи 8 и статье 19 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Содержание права оперативного управления как абсолютного вещного права значительно уже содержания права собственности. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, очерченных целями своей деятельности, зафиксированными в уставе, заданиями собственника, назначением имущества и требованиями закона. В случае создания учреждения в соответствии с пунктом 6 статьи 8 Закона собственником имущества является централизованная религиозная организация, если же было создано учреждение профессионального религиозного образования в порядке, предусмотренном статьёй 19 Закона, то его собственником может быть как централизованная так и местная религиозная организация. Согласно пункту 2 статьи 206 ГК РФ собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Например, епархия, духовное управление или иной религиозный центр, учредившие несколько религиозных учебных заведений вправе на основании своего решения изъять неиспользуемое учебное оборудование и передать его аналогичному учреждённому ими учебному заведению, которое испытывает нехватку такого оборудования. Полномочие собственника, по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, реализуется во внесудебном порядке, т.е. оно представляет собой его безусловное право, которое фиксируется в самом уставе учреждения. Однако в том случае, если учреждение обратится в арбитражный суд с иском о признании недействительными актов собственника об изъятии их имущества, бремя доказывания возложено на собственника. (7)

Имущественные права по распоряжению закрепляемым за учреждением имуществом ограничены пунктом 1 статьи 298 ГК РФ, согласно которому учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Учитывая, что имущество, приобретаемое на выделенные денежные средства, здесь имеет вполне определённое предназначение, распоряжение им – прерогатива религиозной организации–собственника. В случае, если устав (положение) учреждения предоставляет ему право осуществлять самостоятельную деятельность, приносящую доходы (например, издавать и реализовывать учебную и иную религиозную литературу), то такие доходы и приобретённое за счёт этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Религиозная организация–собственник не имеет права изымать или иным образом распоряжаться таким имущество без согласия учреждения.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Действующее земельное законодательство сегодня находится на этапе реформирования. По этой причине сегодня отсутствуют нормативные акты, корректно и чётко регулирующие земельные отношения в том числе с участием религиозных организаций. Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях” передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Данным отношениям соответствует предусмотренное законодательством России право постоянного пользования земельным участком, где, однако, не раскрывается его содержание. Глава 17 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) предусматривает такое право и раскрывает его содержание, но она вступает в силу лишь со дня введения в действие отсутствующего ныне нового Земельного кодекса РФ.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется религиозной организации на основании решения уполномоченного государственного или муниципального органа. Являясь вещным правом, оно включает в себя правомочия владения и пользования этим участком в пределах, установленных законодательством. В государственной и муниципальной собственности сегодня находятся культовые здания в большинстве обладающие статусом памятников истории и культуры, поэтому из смысла приведённого выше пункта 2 статьи 22 Федерального закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” следует, что на безвозмездной основе религиозным организациям могут предоставляться земельные участки, размер которых определяется в зависимости от охранной зоны памятников истории и культуры. Но здесь есть проблема, приводящая к конфликтным ситуациям между религиозными организациями и органами по земельным ресурсам и землеустройству. Ведь, на территории многих культовых зданий и сооружений – памятников истории и культуры располагаются хозяйственные постройки, обеспечивающие деятельность религиозных организаций и фактически позволяющие снять излишнюю нагрузку со зданий и сооружений, находящихся под охраной. Поэтому представляется неверным вывод о том, что пользование земельными участками вне непосредственного расположения памятников истории и культуры, предоставляемыми для их хозяйственного обслуживания, осуществляется на платной основе. Подтверждением этому служит законодательство об охране памятников истории и культуры, в соответствии с которым происходит определение границ охранных зон. В частности, согласно действующей Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утверждённой Приказом Министерства культуры СССР от 24 января 1986 года N 33, на территории зон охраны памятника устанавливается режим содержания и использования с определёнными ограничениями нового строительства и функционального использования с целью создания условий, способствующих сохранению памятника, как градоформирующего фактора при реконструкции исторических населённых пунктов, включения его в новую градостроительную среду. (8) Инструкция о порядке учёта, обеспечения сохранности, содержания, использованияи реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утверждённая Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203, признаёт территорией недвижимого памятника истории и культуры земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально. (9) В то же время пункт 2 статьи 269 ГК РФ устанавливает, что использование земельного участка осуществляется в соответствии с целями, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Таким образом, принимая во внимание статус памятника истории и культуры, а также культовое предназначение здания или сооружения, можно сделать вывод, что, если возведение хозяйственных и иных построек не препятствует, а, наоборот, исторически или функционально обеспечивает сохранение культовых построек–памятников, то использование земельных участков, на которых они расположены также осуществляется на правах бессрочного пользования. Для решения данной проблемы данный режим использования земельных участков, находящихся под хозяйственными постройками, но не используемыми для предпринимательской деятельности, было бы целесообразно закрепить в законодательстве.

Здание, сооружения и другое недвижимое имущество, построенные религиозной организацией на таком земельном участке, являются её собственностью (ст. 269 ГК РФ). В содержание этого права входит также правомочие распоряжения, границы которого узко ограничены. Так, в аренду и безвозмездное срочное пользование земельный участок, предоставленный в постоянное пользование, может быть передан только с согласия собственника участка.

Право безвозмездного пользования имуществом особо выделено пунктом 2 статьи 22 Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, согласно которому передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. Из-за нерешённости вопроса о дальнейшей юридической судьбе имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, изъятого Советским государством, передача его большей части осуществляется по договорам безвозмездного пользования, заключаемых между собственником и религиозной организацией.

Согласно пункту 1 статьи 689 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года N 14-ФЗ (10) по договору безвозмездного пользования одна сторона обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Объектом безвозмездного пользования (ссуды) могут быть только вещи, то есть материальные предметы, причем не любые, а лишь индивидуально определенные и непотребляемые.

Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1995 года N 248 передачу в пользование религиозным объединениям культовых зданий, строений с прилегающими к ним территориями и иного движимого и недвижимого имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности и являющихся памятниками истории и культуры, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, а имущества, относящегося к федеральной собственности, но не являющегося памятником истории и культуры, - Министерство Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Как на федеральном, так и на региональном уровне передача имущества в пользование сопровождается заключением охранного договора между религиозной организацией-пользователем и органами охраны памятников. Факт передачи имущества пользователю фиксируется специальным документом - актом передачи, в котором описывается техническое состояние передаваемого имущества.

По мнению некоторых специалистов, использование имущества на правах безвозмездного пользования, не только позволяет обеспечивать “сохранность” имущества, но является благом для самих религиозных организаций, поскольку государство несёт многие обязанности по содержанию передаваемого имущества, в том числе памятников истории и культуры. Однако чтобы понять истинное значение этого договора, необходимо выявить его принципиальные отличия от имущественных прав собственника. Эти отличия заключаются в следующем:

отсутствует возможность распоряжаться имуществом;

ограничение возможности пользования имуществом, вследствие чего религиозное объединение обязано использовать имущество в соответствии с указаниями собственника, т.е. государства, в противном случае на неё может быть возложена ответственность.

государство вправе в любой момент изъять это имущество.

Последний фактор заставляет обратить на себя особое внимание в связи с постоянно меняющейся политической ситуацией в стране. Анализ, приведённого ниже в качествен примера типового договора безвозмездного пользования, заключаемого с религиозными организациями, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13 августа 1996 года N689, (11) с учётом реально сложившейся практики, доказывает призрачность “благодеяний” государства. В типовом договоре подчёркивается право органов по управлению государственным имуществом “распоряжаться имуществом (т.е. передавать в аренду или продажа в собственность), при этом настоящий Договор подлежит переоформлению с новым владельцем” (п. 4.1.1.). В случае если Пользователь “занимает полностью здание (сооружение), то обязанность проведения капитального ремонта возлагается на Пользователя” (п. 4.2.3.). В случае принятия решения Правительством Москвы о реконструкции или сносе предоставленного здания Пользователь обязан “освободить занимаемое помещение в течение трёх месяцев после получения уведомления об этом органов управления государственным имуществом”. Всё это увенчивается обязанностью пользователя нести риск случайной гибели или случайного повреждения вещи, если с учетом фактических обстоятельств мог предотвратить ее гибель или порчу, пожертвовав своим имуществом, но предпочел сохранить свою вещь.

На религиозные организации при существенно ограниченном объёме прав возложен груз обязанностей по своему объёму равный обязанностям собственника. Практика показывает, что не всегда материальное положение, в особенности, местных религиозных организаций позволяет им должным образом выполнять договорные обязанности по дорогостоящему уходу за историческими памятниками, что становится основанием для возложения на них ответственности и в ряде случаев может служить причиной расторжения договора безвозмездного пользования. На просьбы о помощи со стороны государства приходит ответ об отсутствии средств. В результате, никакой реальной пользы для сохранности переданного имущества договор безвозмездного пользования не приносит.

Право аренды является обязательственным правом и приобретается наосновании договора аренды (имущественного найма), согласно которому арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При условии использования имущества в соответствии с договором аренды плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования имущества, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ). Объектами договора аренды могут быть вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, т.е. непотребляемые: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи. Договор аренды должен быть заключен в письменной форме, а если его предметом выступает недвижимое имущество, он также как и договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом, полежит государственной регистрации в органах юстиции. (12) Являясь полноправными участниками гражданских правоотношений, религиозные организации могут выступать как в качестве арендодателя, так и арендатора на общих основаниях.

Существует практика заключения договоров аренды зданий, сооружений, земельных участков между государственными или муниципальными органами, с одной стороны, и религиозными организациями, с другой. Но участие в арендных отношениях оправдано для религиозных организаций лишь в тех, случаях, когда отсутствует право на установление отношений безвозмездного пользования зданием, сооружением или постоянного пользования земельным участком. В частности, заключение договора аренды на земельный участок как правило имеет место в случае возведения нового здания или сооружения религиозного или иного назначения. Истинность существующего положения далеко не очевидна. Несмотря на то, что Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” признаёт право собственности религиозных организаций на объекты социального и благотворительного назначения, в законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие режим пользования земельными участками, на которых такие объекты расположены. В ряде случаев это становится основанием для предоставления им земельных участков под эти объекты на правах аренды. Подобный факт в корне пресекает инициативы, которые способствуют укреплению авторитета светской власти, поскольку относительно крупный размер земельного участка, необходимый для строительства специальных зданий под социальные и благотворительные объекты, в сочетании с высокой арендной платой делают невозможным и даже рискованным начало каких-либо работ. Необходимо учитывать, что социальная и благотворительная деятельность религиозных организаций в сфере оказания помощи незащищённым и малообеспеченным группам населения, осуществляется как правило за счёт собственных средств, в основном, пожертвованных рядовыми верующими, но в интересах всего общества. Конституции РФ провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а, значит, социальная деятельность религиозных организаций находится в русле государственной политики и, потому, требует всемерного стимулирования.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что основной массив проблем правового регулирования имущественных прав религиозных организаций связан, в первую очередь, с неопределённостью правового режима имущества, изъятого Советским государством. Их решение тормозиться не только отсутствием внимания к ним о стороны государственных органов, не только из-за сложности самих проблем, но в большей степени из-за отсутствия соответствующего опыта в российской, но и подчас в мировой законодательной практике. Немаловажное значение имеет вопрос целостности крупных российских конфессий, поскольку недопустимо создание ещё одного фактора, способного вызвать локальные и межнациональные конфликты и привести к разгону в России центробежных процессов, которой сегодня так не хватает стабильности и мира.


(1) См.: Суворов С.Н. “Курс церковного права”. Ярославль. 1890 г. С. 400-404.

(2) Радонеж. 1997, № 16-17 (61). С. 21.

(3) Там же.

(4) Панорама приватизации. 1995, № 2.

(5) Собрание законодательства РФ 1995, № 12. Ст. 1059.

(6) Собрание законодательства РФ 1998, № 7. Ст. 895.

(7) Постановление Пленумов Верховного суда РФи Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 // Вестник Высшего арбитражного суда РФ. 1996, № 9.

(8) Документ опубликован не был.

(9) Документ опубликован не был.

(10) Собрание законодательства РФ. 1996, № 5, ст. 410.

(11) Вестник Мэрии Москвы. 1996, № 20 – 21.

(12) См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // Собрание законодательства РФ. 1997, №30, ст. 3594.


И.Куницын

(Кандидат юридических наук, аспирант кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ, юрист Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви.)


журнал Право и Жизнь, 2000 № 26

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group