История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека СМИ о Ферапонтово 01.05.2006 Ферапонтово оскверняют!

01.05.2006 ФЕРАПОНТОВО ОСКВЕРНЯЮТ!

Русская линия / 1.05.2006


Ферапонтово оскверняют!



Вологодское сельцо Ферапонтово из памяти русских людей в ХХ веке, возможно, изгладилось бы. Как изгладились уральская Кыртомка, псковские Малые Горбы, вятские Панасюки. Не скажу, что нет и не было в них людей, ради которых Господь направлял бы стопы - нас, сегодняшних...


Не увидела я и в Ферапонтове ручейка - из людей Божиих, чья пища - сердечная молитва и радость от зрения небесных откровений иконника Дионисия.


Пришла в сельцо по ранней весне. Пришла, чтобы Акафист Богородице увидеть воочию, в буквальном смысле. Увидела! И радость, в которой пребывали Дионисий и чада его, у в и д е л а! Потому что, думаю, только такая необычайная радость дает эту линию, этот цвет, этот свет, в каких расписан собор Рождества Богородицы! Успешь (а собор был расписан за один! календарный месяц) говорит о необычайном напряжении и силе благодати, которые Господь подавал иконникам, Своим труженикам. Один месяц трудов, и - шесть веков молитвы, изустной или безмолвной, но всегда сокровенной... Так служат Богу русские. "Хорошо нам здесь с Тобой, Господи!" И вслед за ними, вместе с ними, ушедшими, достигшими вечности, хотелось молиться.


Молилась. А потом обходила старые монастырские строения. В подклетной части храма увидела кросна, прялицы, рушники браного ткачества, и... нечто странное, каменное. Надпись, сопутствующая "экспонату" уведомляла: краеведы передали музею "народный раритет" - идола, изображающего мужской детородный орган. Идол, якобы, найден в здешних полях.


Но почему этот "образ" поместили в храме православного монастыря, в его подклетной части? В храме, где идет, хотя крайне редко, Божественная Литургия! Почему экскурсоводы намеренно акцентируют на нем внимание редких посетителей?.. Как к этому "артефакту" уже музейного "творчества" относятся православные христиане, приезжающие в русскую святыню?


Ферапонтов монастырь сегодня не есть монастырское владение русских православных христиан. Монастырь - владение Министерства Культуры Российской Федерации, точнее, его Белозерского музея-заповедника "Фрески Дионисия". А еще Ферапонтов монастырь - объект попечения ЮНЕСКО. Заинтересованность ЮНЕСКО распространяется на вопросы реставрации и содержания росписей артели Дионисия (на том спасибо).


Хотя, какое там спасибо! Один московский иконописец обратил мое внимание по возвращении из паломничества на некоторую странность. Вглядываюсь в росписи Дионисия в Ферапонтове, представленные в современных фотоальбомах, и - ужас, вижу одну нарочито повторяющуюся деталь - в ликах Богородицы, Спасителя, святых... У образов отсутствуют глаза! Глаза - зеркало души! Сохранились или обновлены реставраторами веки, а глазницы - пусты! Просто изъязвлены! Случайным недосмотром реставраторов назвать это нельзя. Слишком компетентная команда здесь работала. На хулиганство после реставрации тоже не похоже - надо быть или снайпером, или обладать невероятной (бесовской?) прыгучестью, чтобы попасть чем-либо в лики, да еще и - по поговорке "не в бровь, а в глаз"... Что есть сие?


Содержание выставочной деятельности на откупе у доморощенных госчиновников от "культуры". И они ответственны за формирование экспозиций, расположенных в христианской святыне.


Вот только Православная Церковь не чувствует себя в древней русской обители полномочным субъектом даже культурной деятельности. Ее представитель, местный священник, притулился в надвратном храме монастырского комплекса - здесь, в затрапезной обстановке, которую местные прихожане пытаются прикрасить немудреными деревенскими половичками да отслужившей срок домашней прядиной, совершаются службы.


Может быть, по-прежнему, Церковь гонима? И осквернение, и заушения в новом политическом режиме продолжаются, только в более изощренной форме?


В самом деле, человека, воспитанного современными масс-медиа и виртуальным российским законодательством, не надо брать под микитки и куда-то прятать, чтобы сделать его недееспособным. Просто надо последовательно, как можно чаще ставить его в ситуацию выбора - между его личным нравственным, духовным опытом и стереотипами "общественного" мнения. Можно назвать это мнение "частным", "церковно-общественным", "синодальным" и даже "мнением Патриарха", но все равно - "частным мнением Патриарха"... И делать свое... Пакостить, одним словом.


А можно спрятаться за словоблудием, рефрен которого - "это не нашего с вами ума дело, надо учиться толерантности (вон и Патриарх о толерантности говорит), мы люди маленькие... вы молитесь". Все чаще именно такие ответы на наши недоумения мы можем услышать и слышим! даже от российского священства...


Но смирение христианина кончается там, где оскверняются святыни нашей веры! В конце прошлого века призвал помнить это русский подвижник митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев).


От Ферапонтова, от Руси Дионисия нас отлучают - незаметно - роскошными фотоальбомами, путевыми заметками искусствоведов, дурно изданными книжечками с Акафистом на ломанном "русско-церковно-славянском языке"... "Мы отдадим вам поле Куликово. Но править в этом поле будем мы!"


Раиса Ильина

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group