История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Историко-краеведческий альманах "Кириллов" Выпуск второй, 1997 г. Гончарное исскуство Белозерья. Л.Л.Петрова

ГОНЧАРНОЕ ИССКУСТВО БЕЛОЗЕРЬЯ. Л.Л.ПЕТРОВА

Л. Л. Петрова


ГОНЧАРНОЕ ИСКУССТВО БЕЛОЗЕРЬЯ


Кирилло-Белозерский музей обладает уникальной коллекцией народной керамики, насчитывающей более семисот предметов, датируемых концом XIX-XX веком. Первый гончарный сосуд поступил в 1954 году из закрывшегося музея города Белозерска. Основная часть коллекции приобретена экспедициями музея в 1960-1980-е годы.


Экспедиции, работавшие в Кирилловском, Белозерском, Вожегодском, Вашкинском районах Вологодской области, обследовали те места, которые по старому административно-территориальному делению входили в состав Кирилловского и Белозерского уездов Новгородской губернии. В результате были выявлены многочисленные гончарни в деревнях Антушевской, Бечевинской, Георгиевской, Пе-рекумской, Чуриновской, Шольской волостей Белозерского уезда; Бураковской, Воскресенской, Зауломской, Покровской, Петропавловской, Ферапонтовской волостей Кирилловского уезда. Участниками экспедиций собран богатый материал по истории гончарного ремесла. От старожилов и потомков отдельных гончарных династий удалось узнать места добычи гончарных глин, песка, выяснить технологию гончарного производства, найти орудия труда гончаров и приспособления, зафиксировать местные названия сосудов, записать рассказы о сбыте продукции. Материалы о гончарном деле в Белозерье обобщены и частично опубликованы2.


Центры по производству керамики были разбросаны по территории двух уездов весьма неравномерно. В деревнях Малино Зауломской волости, Гридино Ферапонтовской волости, Огарковской и Анциферовской Воскресенской волости, Пяшнице Георгиевской волости, Зининской Перекумской волости, Текарево Чуриновской волости все население, за исключением небольшого числа семей, занималось гончарством. В иных местах гончарное производство было уделом лишь одной-двух семей 3. В народе гончаров называли "черепени", "горшени", "горшечники", а старые гончарные центры - "издревле горшечная сторона" 4.


Трудоемкость гончарного дела втягивала в трудовой процесс всех членов семьи гончара: женщин, детей, стариков. Семи-восьмилетние мальчики начинали помогать отцу уже всерьез. Одинокие старики в гончарных деревнях занимались изготовлением несложных керамических игрушек-свистулек 5.


Судьба центров по производству керамики зависела от запасов глины, ее доступности, качества. Отдельные гончары имели личные, ими охраняемые места добычи глины, однако чаще выходы гончарных глин были доступны всем мастерам округи. Такие места носили особые названия: "Глины", "Глинуха", "Глинище". Анциферовские гончары, добывавшие глину в лесу, в семи километрах от деревни, называли место "Глиняшник" 6. Песок во многих центрах - необходимая добавка к глиняному тесту. Его брали чаще всего по берегам рек, озер, ручьев. Он должен был быть чистым и сухим. Если летом вода долго не спадала и песчаные косы были недоступны, то толкли пережженные камни, содержащие кварц 7.


Большинство гончаров Белозерья работали прямо в жилой избе. Но в с. Ситское (Бураковской вол.), д. Малино (Зауломской вол.), Шишкине и Глебовское (Ферапонтовской вол.), Великий Двор (Петропавловской вол.) недалеко от жилых изб стояли гончарни, имевшие вид больших сараев, разделенных пополам. В одном отделении хранился запас глины и находился горн ("горно") для обжига сосудов, в другом, отапливаемом небольшой печью, работал гончар и сушилась отформованная посуда. Гончарные избы называли по-разному: "завод" (с. Ситское), "криношная" (д. Великий Двор), "криношный завод" (д. Клетная)8.


Повсеместно в гончарном производстве сохранились выработанные веками технологические приемы. Добытую глину складывали в бочки, корыта, заливали водой, долго квасили. Подготовленную глиняную массу очищали от органических примесей, камушков, топтали на полу, посыпанном чистым сухим песком, скатывали в комья9.


Формовку изделий гончары чаще всего производили на ручных гончарных кругах весьма архаичной конструкции. Но в Ситском, Малино, Шишкине, Глебовском, Анциферовской, Великом Дворе, кроме ручных, были и более совершенные ножные круги. На них, как правило, формовали мелкие сосуды, вели оправку готовой к обжигу продукции 10. Традиционным для Белозерья способом формовки было "вытягивание" из кома. Но применяли здесь и древнюю жгутовую лепку. Так, великодворские гончары Пименовы, обучавшиеся ремеслу у вельских мастеров, переняли у них жгутовую лепку, но позже перешли к более совершенному способу вытягивания формы из кома11. При подготовке глины, формовке и оправке изделий гончары применяли разнообразные инструменты и приспособления. Ситские мастера при размешивании глины использовали специальные "размесы", напоминавшие сечку для рубки капусты. Во всех центрах зафиксированы копьевидные липовые ножички - "клепики". Ими зачищали поверхность сосуда при подготовке к обжигу, наносили узоры по сырой поверхности. Отрезок стальной тонкой проволоки с прикрученными деревянными стержнями на концах - "срезка" - служил для срезания сосуда с гончарного круга после формовки. Жгут из ткани, называвшийся "ветошка", "склизень", "мокруша", употреблялся для смачивания глиняного кома при формовке или, наоборот, для уборки лишней влаги, скапливавшейся на дне формуемого сосуда12. Отформованную посуду сушили или в печах на соломе, или расставляя по полкам, лавкам, столам 13. Большинство гончаров Белозерья обжигали свои изделия в русских печах, занимавших зачастую почти четверть жилой избы. В таких печах еду не готовили ("пироги не пекли") 14. В печь складывали клеткой или костром длинные метровые плахи, а сверху грузили посуду. Обжиг вели с открытым или закрытым дымоходом. Иногда по технологии сочетали оба эти способа.


Мастера Белозерья владели различными способами обработки черепка и украшения своих изделий. Самым доступным и скорым была обварка. Раскаленный сосуд доставали из печи с помощью кочерги (д. Малино, Гридино), двух палок (д. Зининская) или специальных щипцов (д. Великий Двор)16, быстро окунали в приготовленную в лохани или корыте на основе воды болтушку из мятого вареного картофеля или из муки, или из семян и головок льна17 и купали до тех пор, пока обвара шипела на стенках сосуда. Такой обработкой достигалась водонепроницаемость черепка. Запекшаяся обвара оставляла на стенках горшков разнообразные пятна и разводы, которые часто были единственным украшением сосудов. Болтушка из воды и перечисленных компонентов имела в разных местах различные названия: "обвара" (д. Малино, Гридино), "кисель" (д. Огарковская), "дуранда" (д. Зининская)18. Подобную обработку выдерживали не все сосуды. Часть продукции шла в отход. Техника обварки не была забыта вплоть до начала 1980-х годов (д. Малино)19.


Прекрасные обварные сосуды делали в д. Пяшнице. Здесь в быту сохранились корчаги для пива, парения белья, хранения угля. Это высокие сосуды с мощным округлым туловом, широкой горловиной, обрамленной валиком. Пивные корчаги снабжены короткими втуль-чатыми рыльцами для слива. Верхняя часть тулова пивных корчаг богато декорирована орнаментами, прочерченными по сырой глине и состоящими из косоположенных крестов, оттисков штампов, шестилучевых знаков-оберегов. Пятна, разводы, следы обвары, крупные кристаллы кварца дополняют убранство корчаг. Значительное производство обварной посуды было сосредоточено в деревнях Огарковской и Анциферовской. Выполненные здесь сосуды отличаются плавными линиями силуэтов, защипнутыми воланом краями, темно-коричневым черепком, неровной бархатистой поверхностью.


Особый интерес представляют чернолощеные изделия гончарных центров Белозерья, отличающиеся высоким техническим и художественным мастерством. Черные, блестящие, похожие на металлические, сосуды происходят в основном из гончарен Бураковской волости (д. Павлоково, Игнатьево). Небольшое количество чернолощеных сосудов изготовлено в д. Першино Белозерского уезда. Чернолощеная керамика один из древнейших видов керамических изделий. Поверхность отформованных и просушенных предметов перед обжигом протиралась влажной тканью, лощилась полностью (сплошное лощение) или частично камнем - "лощилом". При многочасовом обжиге в коптящем пламени (для копоти подбрасывали бересту, смолистые щепки, паклю в дегте) черепок пропитывался копотью насквозь. Следы "лощила" эффектно блестели на глубоком черном фоне. В Бураковской волости чаще всего вырабатывали сосуды с лощением вертикальными широкими полосами, подчеркивавшими массивность кувшинов, горшков, кубышек.


Из видов изделий бураковских гончарен особенно примечательны большие, почти метровые, кувшины с втульчатыми изогнутыми рыльцами, петлевидными массивными ручками под горловиной и небольшие лепные сосуды - "уточки", местами называвшиеся "оби-ровками" (ими убирали воду из корытец зимних рам)20.


С конца XlX века в гончарнях Белозерья начали производить поливную (глазурованную) "одноличную" (с поливой только внутри) и "двухличную" (с поливой внутри и снаружи) посуду. Здесь был широко распространен сухой способ глазурования (свинцовый порошок посыпали на обмазанную серой или автолом поверхность).


Глазурованная посуда была основным видом продукции гончарен в с. Ситском, в Ферапонтовской и Петропавловской волостях и в г. Кириллове в 1930-е годы.


Кроме перечисленных выше способов обработки черепка, существовали и другие. Так, в д. Великий Двор в гончарне Пименовых делали краснообожженные сосуды без какой-либо дополнительной обработки черепка (изделия остывали прямо в горне). Такую керамику называли "кино варенной". Гончары в д. Огарковской раскаленную посуду, чаще всего рукомойники, обливали "серой", то есть сосновой смолой. Рукомойники, обработанные таким способом, походили на чернолощеные . Декорировали посуду ангобами, затем глазуровали (д. Великий Двор)22.


Часть произведенной в гончарнях Белозерья посуды шла на продажу. Торг вел или сам гончар, или кто-то из членов его семьи. Посуду вывозили летом на лодках, зимой - на санях23. В трудные военные и послевоенные годы чаще всего шла не продажа гончарных изделий, а обмен: "...если брали картошкой, то две меры той посудины, которая обменивается, если зерном - одну"24.


Во все времена ремесло кормило людей, выводило из нищеты. В годы нэпа гончарен стало значительно больше, чем в начале XX века 25. Но с организацией колхозов многие гончарные заведения были разорены, гончары подверглись гонениям26. В годы Великой Отечественной войны чисто мужское гончарное дело вынуждены были осваивать и женщины 27. В отдельных центрах гончары работали вплоть до начала 1990-х годов. Это позволяет надеяться на восстановление гончарного дела в местах их традиционного бытования.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Оп. 2. Д. 63. Л. 60 об.

2 П е т р о в а Л. Л. Ремесла и промыслы крестьян Кирилловского уезда // Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 118- 139; Тимофеева А. А. Керамика Александра Павловича Левашова. [Буклет]. Вологда, 1991.

3 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Оп. 1. Д. 73. Л. 15; On. 2. Д. 248. Л. 16, 32; Д. 524. Л. 10 (Отчет о встрече с гончарами деревни Малино Суховерховского с/с Кирилловского района Вологодской области. Рукопись. Художественный отдел КБИАХМ. Л. 2 (далее - "Отчет")).

4 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Оп. 1. Д. 73. Л. 14 об.; Отчет... Л. 3.

5 ОПИ КБИАХМ. ДПА. Оп. 2. Д. 248. Л. 15.

6 Там же. Оп. 1. Д. 73. Л. 14; Оп. 2. Д. 248. Л. 15, 32, 140; Д. 524. Л. 5. 12, 14.

7 Там же. On. 1. Д. 73. Л. 14; On. 2. Д. 524. Л. 7. 9.

8 Там же. On. 2. Д. 248. Л. 140, 143.

9 Там же. On. 1. Д. 73. Л. 14; On. 2. Д. 524. Л. 7.

10. Там же. On. 1. Д. 73. Л. 14 об.; On. 2. Д. 248. Л. 15.

11. Там же. On. 2. Д. 248. Л. 140.

12 Отчет... Л. 3.

13. ОПИ КБИАХМ. ДПА. On. 1. Д. 73. Л. 14 об; On. 2. Д. 524. Л. 10.

14 Там же. On. 1. Д. 73. Л. 14 об; On. 2. Д. 248. Л. 15, 33; Д. 524. Л. 8.

15 Там же. On. 1. Д. 73. Л. 14 об; On. 2. Д. 524. Л. 10.

16. Там же. On. 2. Д. 248. Л. 40; Отчет... Л. 3.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group