История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Историко-краеведческий альманах "Кириллов" Выпуск второй, 1997 г. Летопись событий Кирилло-Белозерского монастыря. 1397-1893 гг. Г.О.Иванова и А.В.Смирнова (продолжение, часть V)

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ. 1397-1893 ГГ. Г.О.ИВАНОВА И А.В.СМИРНОВА (ПРОДОЛЖЕНИЕ, ЧАСТЬ V)


V


Чтобы проследить судьбы Кирилловой обители за второй период ее существования (1598 - 1764 гг.), сначала дадим общие сведения о самом монастыре и его порядках, затем сообщим о его вотчинах, промыслах, приписных к нему пустынях и его подворьях и, наконец, отметим более важные события за описываемое время.


В продолжение всего XVII века и почти до конца XVIII (1598 - 1764 гг.) владение вотчинами, то есть населенными землями, и занятие промыслами, солеварным и рыболовным, было существенным историческим обстоятельством, которое сообразно своим требованиям видоизменило порядки монастырской жизни и определило отношение к Кирилловой обители государственной власти. Пока монастыри владели вотчинами и занимались разными промыслами, они являлись церковно-гражданскими учреждениями и единовременно подлежали ведению духовной и светской власти, которые до отнятия вотчин от монастырей вели между собою постоянную борьбу. По "Стоглаву", составленному при царе Иоанне Грозном, все духовенство белое и монашествующее с принадлежащими ему мирскими чиновниками и крестьянами по управлению и суду, за исключением разбоя, душегубства и татьбы с поличным, принадлежали церковной власти и прежде всего своего епархиальному архиерею. Кирилло-Белозерский монастырь был в начале описываемого периода, как и прежде, в Ростовской епархии, а с конца 1657 года вместе с Белоозером перешел к Вологодскому и Белозерскому архиепископу. В казну епархиального архиерея с монастыря взимались церковные десятины и венечные пошлины, туда же монастырь посылал иконы и разные поминки, преимущественно рыбою, дважды в год на Рождество Христово и на память преп. Кирилла; кроме того, при поставлении игумен давал митрополиту за настольную грамоту и на стол. От 1601 года сохранилось челобитье, где кирилловские власти жаловались царю Борису на разные злоупотребления при сборе дани в митрополичью казну. Памятниками забот епархиальной власти о духовном благоустройстве обители и ее крестьян осталось несколько грамот, например, одна из них, 1647 года, приказывает ходить в церковь в воскресенье и в праздничные дни и не заниматься работами, другая, 1649 года, митрополита Варлаама запрещала держать в монастыре всякое хмельное питье.


По основному закону, изложенному в "Стоглаве", монастыри ведались духовною властию, но из этого общего постановления случались частые исключения: по особой милости государи некоторым монастырям указывали быть в ведении у себя в приказе Большого дворца, о чем давали тарханные грамоты. Кириллов монастырь имел такую грамоту от царя Иоанна Грозного на подмонастырскую вотчину. Эта грамота была подтверждена царями Феодором, Борисом, Василием и Михаилом. В половине XVII века образовался особый Монастырский приказ, который и стал ведать монастыри по всем гражданским делам. Вместе с другими этому приказу подчинился и Кириллов монастырь. После этих общих замечаний об управлении монастырем обратимся к описанию его состояния за второй период его существования от 1598 года по 1764 год.


В 1601 году приехал в Кириллов монастырь Михаил Васильевич Молчанов с дьяком Василием Нелюбовым и по указу царя Бориса Феодоровича переписал в Кириллове монастыре братию и слуг, и всяких служебников, и монастырских людей, сколько их и сколько им в год нужно на монастырский обиход денег и всяких годовых запасов. Тогда было в Кириллове монастыре братии: игумен Иосиф да соборных старцев десять человек, священников двенадцать, дьяконов пять, крылошан двадцать и сто тридцать шесть рядовых старцев (с теми, что жили в Москве в Афанасьевском монастыре), таким образом, всей братии в Кириллове было сто восемьдесять четыре человека. Для управления крестьянами, живущими на монастырских вотчинах, и для отправления государственных повинностей монастырь нуждался в посторонних лицах, не принадлежавших к иноческой братии. В начале XVII века, по описи 1601 года74, их всего было триста девяносто один человек. Во главе служилых лиц монастыря стояли "слуги" - монастырские чиновники числом 91 человек, половина из которых жила в селах на приказах и доводах, а другая - в слободе при монастыре. Между слугами монастыря попадаются даже князья, и они обычно состояли из дворян. За слугами следовали "служебники", "детеныши" и разного рода мастеровые числом от 300 человек, как было в 1601 году, до 400. Служебники и детеныши жили частью в монастырской слободе в своих домах, а частью по монастырским вотчинам и промыслам. Мастеровые же, иногда называемые "швалями", помещались на так называемом шваленном дворе, стоящем около стен монастыря. На шваленном дворе стояли не одни только избы для портных и сапожников, как указывает название, но также избы токарная, для подпищиков посуды красками, дегтярная и другие. Тут же жили и казаки.


На призрении у монастыря состояло 102 человека нищих, они жили в подмонастырской богадельне (12 человек) и монастырских больницах (90 человек).


На содержании братии шло ржи - 644 четверти (1 1/4 четверти на брата), пшеницы - 184 четверти (по четверти на брата), солоду ячного на квас - 552 четверти, ржаного - 72 четверти и овсяного - 184 четверти75. Кроме этого, ежегодно на монастырский расход требовалось 600 пудов меду, 25 четвертей пшеницы на просфоры, 25 четвертей толокна, 30 четвертей круп овсяных, круп гречневых - 20 четвертей, ячных - 10 четвертей, масла коровьего - 100 пудов, конопляного - 2 бочки по 12 ведер, семени конопляного - 15 четвертей, гороху - 15 четвертей, перцу - 10 фунтов, луку - 15 четвертей, чесноку - 10 четвертей, соли на всякий монастырский расход - 700 пудов. Белозерской бочоночной рыбы - судачины и лещей - 200 бочек, белозерских поледенных, середних и меньших судаков - 2500 штук, вязиги - 2000 пучков, икры черной - 30 пудов, 100 осетров, 2300 штук семги. Припасы частью покупались, частью же, как хлеб, коровье масло, рыба, шли с монастырских вотчин и промыслов. Игумену и братии на платье требовалось: на мантии --2760 аршин сукна, на рясы - 2760 аршин, на свитки (по две на брата) - 3680 аршин, крашенины76 на подкладку - 559 аршин, к ним же поясков - 3506 саженей, овчин на шубы (каждая шуба на два года) - 2760 штук, к ним черных мерлушек77 - 140 штук, на опушку "прох"78 - 549, на пугвичные оторочки гребенин тонких - 173 аршина, кож на 368 сапог - 202. Все это покупалось и стоило, платье и сапоги, по тому времени - 560 рублей 19 алтын 2 деньги и с припасами, которые покупались, - 1097 рублей 19 алтын 2 деньги.


Слугам, служебникам и швалям в год выдавалось 1 580 четвертей ржи, толокна - 172 1/4 четверти, овсяных круп - 86 1/2 четверти, на квас солоду ржаного - 86 1/8 четверти, овсяного - 385 четвертей и 300 рублей жалованья "на рубахи", как иногда писали, к Рождеству, Великому дню (Христову Воскресению) и Успеньеву дню. Из слуг жалование и содержание шло только половине (45 человек), другие (46 человек), жившие в вотчинах и на промыслах, там и питались. Нищим в богадельню и в больницы выдавалось 306 четвертей и на годовые рубахи - 9 рублей 6 алтын. Ежегодно раздавалось 100 образов Пречистой Богородицы, писанных на золоте, и 100 образов преп. Кирилла Белозерского чудотворца - на празелени. Требовалось ладану - 3 пуда, темьяну79 - 4 пуда, церковного вина - 6 ведер, деревянного масла - 10 фунтов. На монастырский обиход покупалось разных хозяйственных принадлежностей и орудий: кос, топоров, тесниц, ложек, гвоздей, рукавиц, дегтю, узд, листового железа, мыла, серы, смолы, епанчей80, всего на годовой обиход - на 233 рубля 20 алтын.


Помимо содержания братии и своих слуг, монастырь немало тратил на подмогу белозерским воеводам и их приказным, а также на содержание воеводам и служилым людям, приезжавшим из Москвы по разным делам.


Монастырь получал в год с вотчин, мельниц и пустошей оброчных денег 386 рублей 16 алтын 1 деньгу, из Поморья за проданную рыбу - 455 рублей, вкладных, молебных, годовой руги и за проданную рухлядь и панихидных - 645 рублей 2 алтына 3 деньги, монастырской соли продавалось в Твери, на Угличе, Дмитрове, Вологде, в Каргопольском уезде, на Коротком 2 914 рогож весом 71 525 пудов ценою на 4 445 рублей 8 алтын 2 деньги, а всего деньгами поступало в монастырскую казну 6 908 рублей 27 алтын. Хлеба с монастырских пашен (3 835 1/2 четверти) и оброчного (2 235 1/2 четверти) в год ржи - 6 091 четверть, овса - 5 681 1/ 2 (2 517 четвертей и 3 164 1/2 четверти), пшеницы - 730 1/2 четверти (486 1/2 и 244 четверти) и ячменя - 2 639 четвертей81 (2 089 1/2 и 549 1/2 четверти). К 1602-му году в монастырских житницах лежало разного хлеба - 39 307 четвертей. Во главе обители, как и раньше, стоял игумен, управляющий обителью и ее обширными вотчинами вместе с десятью соборными старцами. Игумен и соборные старцы часто именуются монастырскими властями.


Положение Кирилло-Белозерского монастыря среди других русских обителей определилось еще в прошлом столетии; свое высокое положение он сохранил и за рассматриваемый период (1598 - 1764 гг.). Игумен кирилловский принимал участие, как и прежде, в земских и церковных соборах. Имя кирилло-белозерского игумена Матвея стоит среди подписей членов Земского собора, избравшего на царствование в 1613 году Михаила Феодоровича, архимандрит Никита участвовал в соборах 1663 года и 1666 года. По уничтожении патриаршества, некоторые из архимандритов в XVIII веке были членами Святейшего Правительствующего Синода. Кирилло-белозерские игумены и архимандриты по-прежнему, как настоятели знаменитой обители, получали иногда епископские кафедры. Так, игумен Иоасаф в декабре 1603-го года хиротонисан в архиепископы Вологодские, игумен Матвей 7 февраля 1615 года - в митрополиты Казанские, архимандрит Никита в 1681 году ноября 6-го - в епископы Звенигородские. Значение среди настоятелей монастырей кирилло-белозерского игумена видно из Лествицы патриарха Иоасафа, составленной между 1635 - 1637 годами, и из Соборного уложения царя Алексея Михайловича: там и здесь он занимает 13-е место. По Соборному уложению царя Алексея Михайловича за бесчестие кирилловского игумена положена пеня в 50 рублей, а келаря, казначея и соборных старцев - по 30 рублей (глава 10, статья 44). Дороже всех оплачивалась честь архимандрита Троице-Сергиева монастыря (100 рублей), за ним - Рождественского Владимирского (90 рублей), потом Чудовского (90 рублей), на четвертом месте стоят архимандриты Спасский на Новом и Юрьевский (70 рублей), на пятом (60 рублей) - пять архимандритов: Симоновский, Богородский-Святский, Андрониевский, Казанский-Преображенский и Костромской-Ипатьевский, а на шестом - по 50 рублей - 4 архимандрита: Нижегородский-Печенский, Хутынский, Белозерсий и Горицкий Переяславский, причем игумен кирилло-белозерский поставлен выше некоторых архимандритов, следующих ниже. Очевидно, честь настоятеля монастыря определялась степенью его обители. Достойно замечания, что честь соборных старцев Кирилло-Белозерского монастыря в Лествице стоит на втором месте вслед за старцами Троице-Сергиева (40 рублей) монастыря (30 рублей). Таким образом, Лествица, составленная на соборе представителями русской земли, наглядно показывает то уважение, которое имели в XVII веке русские люди к Кирилловой обители, и то значение, которое она имела в рассматриваемый период.


В 1649 году грамотою царя Алексея Михайловича кирилло-белозерский игумен был возведен в сан архимандрита, и ему даны были некоторые особые права82 при священнослужении, перечисленные в царской грамоте.


Вторым лицом по игумене обычно стоял келарь, но в XVII столетии почти во все его продолжение стоит сразу по игумене "старец соборный", иногда называемый "большим строителем"83. Его высшее значение пред келарем несомненно из документальных данных; большой строитель был как бы наместником настоятеля, но точно определить значение этого "соборного старца" довольно трудно.


Настоятель Кириллова монастыря, подобно всем общежительным монастырям, разделял свою власть с десятью соборными старцами. Между ними первое место занимает келарь, второе лицо в монастыре, за келарем следовал казначей, потом - строитель Афанасиевского монастыря на Москве и далее - большой житник. Последние два, впрочем, не всегда были из соборных старцев. Все распоряжения по делам обители обычно делались по благословению игумена, приказу келаря и приговору соборных старцев; сношения монастыря с посторонними лицами и местами производились от имени игумена, келаря и соборных старцев, на них же писались грамоты, жалобы и прошения, входящие в монастырь. Келарь, второе по игумене лицо в монастыре; когда не было игумена или он был по делам в отсутствии, управление монастырем переходило келарю. Если игумен был представителем преимущественно духовной власти, то келарь заведовал внешним благоустройством монастыря. Наблюдение за трапезою, содержанием кельями, их устройство и поправка лежало на обязанности келаря. Приезжавших гостей встречал и заботился о их приеме тоже отец келарь. В нем же сосредоточивалось управление вотчинами и промыслами монастырскими: слуги, служебники, швали и стрельцы были в его ведении. Сил одного человека было недостаточно: появились большой и малый подкеларники, а потом - целый подкеларский приказ, имеющий в монастыре особое помещение84. С отобранием вотчин звание келаря, как излишнее, уничтожилось, и вторым лицом по игумене стал казначей.


Заведование денежной казно. и запись приходов и расходов лежали на обязанности казначея, который в то же время был соборным старцем. На его руках была большая казна, в которой помещалось на хранение много разного имущества. Здесь лежали иконы, жертвованные монастырю в разное время и излишние для церквей, драгоценные сосуды, но не церковные, были в большом количестве для промена и даровой раздачи иконы Божией Матери Одигитрии и преп. Кирилла. Здесь же хранились ладан, воск, свечи, масло деревянное, церковное вино и также разные хозяйственные предметы: сукна, полотна, полотенца, гвозди, железо, одежда братская, мед и прочее. В большой же казне хранилось и частное имущество иноков в особых сундуках за печатями. Каменный корпус, примыкающий к церкви святого Иоанна Лествичника, что на святых вратах, и называемый ныне арсеналом85 в XVII веке служил большою казною. Имущество помещалось внизу, в подвалах, и вверху, в трех палатах: большой, средней и задней. В помощь большому казначею назначался один или иногда два меньших казначея. Круг обязанностей келаря и казначея трудно точно определить. Следующими лицами в монастырской иерархии были житник и ризничий. Едва ли они всегда назначались из соборных старцев. На житнике лежала обязанность принимать, хранить и выдавать хлебные запасы, которым велись строгие учеты. В ризнице, состоящей в заведовании у ризничего, хранились кресты с мощами, панагии и сосуды священные (золотые и серебряные), кадила серебряные, воздухи, плащаницы, покровы, пелены выносные и образные, ризы, стихари, епитрахили, поручи, поясы, ширинки, полотенца и всякая ризничья казна. Из приходо-расходных книг казначея видно, что здесь имелись в запасе для продажи книги, иконы, ладан, свечи, мед, которые и продавались нуждающимся в них.


Келарь, казначей, житник и ризничий стояли во главе управления и были монастырскими властями. Но широкий круг монастырской деятельности требовал для себя еще других лиц, и действительно, в обители были и другие старцы, приставленные к определенным обязанностям. Эти служебные старцы были вызваны частью духовными потребностями, часть хозяйственными и частью теми и другими вместе. К первым относятся священники, дьяконы, пономарь, головщик, могильный старец, книгохранитель. Ко второй группе принадлежат обязанности старца поваренного, замолотчика, ловца, огородника, городничего, а также старцев рядчиков, отправляемых для управления многочисленными вотчинами и промыслами обители. Между теми и другими стоят старец будильник и часовщик. Крепости и всякого рода жалованные грамоты на монастырские вотчины отписывались для хранения на соборных старцев. К "книгохранительной службе" обычно приставлялся старец, имеющий какой-либо священный сан - священник или дьякон, на его обязанности лежало и выдавать книги. Монастырскими книгами пользовались не только старцы обители, но и лица посторонние, например, старцы Ферапонтова монастыря, некоторые священники из окрестных монастырю церквей, даже города Белозерска. В раздаточных книгах 199-го, 200-го, 201-го годов86 сохранилась такая просьба о выдаче книги, обращенная к монастырским властям: "Государю архимандриту Геласию, государю келарю, старцу Никифору и государям соборным старцам Кириллова монастыря бьет челом тюремный сиделец, чернец Нифанаилище. Милостивые государи власти, прикажите мне, бедному, книгу дать ради уныния, мне бедному, умилосердитеся, государи власти, смилуйтеся и пожалейте". Слава Кирилло-Белозерской обители, как хранительнице духовного просвещения, поддерживалась и в XVII столетии. Богатство Кирилловской книгохранительницы было известно даже на Москве. По царской грамоте 1639 года туда были вытребованы некоторые книги: через два года (1641 г.) туда же по грамоте митрополита Ростовского Варлаама игумен Антоний отправил нескольких старцев, отличных житием и знанием грамоты. Книгохранительница пополнялась частью чрез покупку, частью сами старцы писали книги по послушанию, частью же от вкладов. Из служб монастырских, где работали старцы с разными служками и трудниками, известны каланча, явственная поварня, княжая поварня.


Монастырь в XVIII и XVII веках обладал большим благосостоянием, но его иноки не оставались праздными. Монастырские власти и чины несли свои обязанности, рядовые же старцы по примеру преп. Кирилла сами участвовали в сельскохозяйственных работах на землях, лежащих вокруг обители. Иные занимались писанием книг, были между ними иногда и иконописцы; правда, монастырь постоянно держал у себя нескольких иконников и притом заказывал иконы на Белоозере, на Вологде и на Москве.


За описываемый период (1598 - 1764 гг.) Кирилло-Белозерский монастырь принял тот вид, который он имеет в настоящее время. Существующие ныне церкви были выстроены, как видели, еще в XVI столетии, кроем одной преп. Евфимия - больничной, складенной в начале XVII века87. К половине XVII века были уже каменные большая казна и келья казначея. Другие кельи для братии были тогда еще деревянными и только к началу XVIII века они были заменены каменными88, которые расположились около Успенского собора глаголем, причем, восточная его сторона в планах монастыря 1720 и 1742 годов названа новопоставленной. Между 1645 - 1666 годами89 монастырь был окружен новыми стенами, поражающими взор своим величием и обширностью. Для клажи их были призваны все крестьяне Подмонастырья. К такому грандиозному сооружению побудил указ царя Алексея Михайловича.


Начиная с половины XVI века обитель разделилась на два монастыря - большой Успенский и малый Ивановский на горе. Соборной церковью первого была Успенская и трапезною - Введенская, а во втором - соборною называется Предтеченская и трапезною - Сергиевская. Служение происходило в том и другом монастыре, в том и другом жили старцы; единство сохранялось одинаковостью90 властей. В начале XVI века в монастыре было три больницы, в которых помещались мирские люди и нищие, иногда монахи. Две из таких больниц стояли на горе в Ивановском монастыре, третья, которая, быть может, есть "богадельня" описания 1601 года, где-то на "заднем дворе". Про старцев, скончавшихся, говорится, что они преставились "на горе" "у Предтечи", то есть в Ивановском монастыре.


Вне монастырских стен находились конюшенный двор, санный двор, коровья деревня, где помещался монастырский рогатый скот, гостиный двор, таможня и перед нею площадь, где происходили ярмарки - Введенская и Кирилловская, и шваленный двор.


В XVII веке под монастырем образовалась слобода из служилых и мастеровых людей. Начало ей, вероятно, положили работники, которых монастырь держал для сельскохозяйственных работ: плотники и всякого рода мастеровые люди, слуги, и служебники монастырские. В слободе была приходская деревянная церковь во имя Пречистой Богородицы Казанской ее иконы, около 1693 года, вероятно, в 1694 году замененная каменной, что ныне Казанский городской собор91. Помимо этой церкви в XVIII веке известны еще церковь преп. Андрея Первозванного, что ныне 12-ти апостолов, церковь святого патриарха Модеста за озером на ростанях дорог в Горы и на Звоз и часовня Иоанна Воина: церкви и часовни тогда были деревянными.


ПРИМЕЧАНИЯ


74 Часть переписной книги 1601 года (описание вотчины) опубликована (см.: Вотчинные хозяйственные книги XVI в.: Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского монастыря 1559-1о01 гг. / Сост. А.Х. Горфункель и З.В. Дмитриева. М.; Л., 1983. С. 357-434).

75 Четверть - мера емкости сыпучих тел. В начале XVII в. четверть вмещала четыре пуда ржи, пшеницы, ячменя или около трех пудов овса.

76. Крашенина - крашеный холст, обычно синий.

77 Мерлушка - ягнячья шкурка.

78 Ирха - баранья, козлиная или оленья шкура, выделанная наподобие замши.

79. Темиан - благовонная смола.

80 Епанча - широкий длинный плащ без рукавов.

81 Исправлено при подготовке к публикации. В рукописи 2639 1/2 четверти.

82. Разрешалось служить в шапке белой с сулком и рипидами, с осенением свечами и пением. В 1651 г. митрополит Ростовский Варлаам кроме этого разрешил служить на ковре.

83. См.: Успенский Н.О больших строителях Кирилло-Белозерского монастыря. М., 1896. (Оттиск из ЧОИДР).

84 На гравюре А. Ростовцева 1721 г. с изображением Кирилло-Белозерского монастыря расположение "приказа келарского" указано в центральной части корпуса келий, примыкающего к церкви Иоанна Лествичника.

85 Арсеналом здание называлось в связи с тем, что с конца XVIII в. в нем хранилось оружие, которое было помещено туда из-за разрушения сводов оружейной палаты.

86 1691, 1692, 1693 гг. по эре от Рождества Христова.

87 Церковь Евфимия Великого построена в 1646 г. Кроме того, в 1645 г. построена церковь Епифания.

88 Здания каменных келий построены в 1647-1648 гг. Позднее к ним были пристроены новые помещения и надстроены вторые этажи. (К и р п и ч н и-к о в А. Н., Х л о п и н И. Н. Великая государева крепость. Л., 1972. С. 107).

89 Новая крепость монастыря строилась в 1653-1682 гг.

90 Так в тексте. Имеется в виду, что оба монастыря управлялись единым органом.

91 Казанский собор построен в 1812-1823 гг. Составитель летописи, вероятно имел в виду предшествующее полукаменное здание церкви, завершенное ок. 1700 г.


Продолжение:


Часть I

Часть II

Часть III

Часть IV

Часть V (текущая)

Часть VI

Чатсь VII

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group