История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную История Ферапонтов монастырь. Святые и подвижники Епископ Филофей

ЕПИСКОП ФИЛОФЕЙ

ЕПИСКОП ФИЛОФЕЙ

(память 2/15 октября)


Первым из насельников Ферапонтова монастыря, возведенным на епископскую кафедру, был один из образованнейших и авторитетнейших людей своего времени — игумен Филофей.

О его происхождении и начале монашеского пути сведений нет. Предположительно он был сверстником блаженного Галактиона и архиепископа Иоасафа (Оболенского); принял постриг в Ферапонтовом монастыре; четыре года в нем игуменствовал, начиная с 1467 года, а 2 ноября 1471 года рукоположен во епископы Пермские.

Пермская епархия входила в Московскую митрополию, первым ее епископом и просветителем был святитель Стефан (память 26 апреля), который положил прочное основание христианской веры среди язычников. О самом первом преемнике владыки Стефана сведений не сохранилось. Трое других — святители Герасим, Питирим, Иона — причтены к лику святых (общая память им празднуется 29 января). Преемником святителя Ионы стал епископ Филофей (1471—1501 годы).

В течение долгих тридцати лет владыка Филофей трудился на ниве Христовой, просвещая язычников и укрепляя православие среди диких народов. Он изучил зырянский язык, чтобы писать окружные послания пастве и быть понятым. Однако вполне достичь желанной цели не мог, так как священники ему содействовали мало.

Позже, после удаления епископа Филофея на покой, митрополит Московский Симон писал пермскому духовенству увещательное послание: “Многие новокрещеные люди, ваши духовные дети, смотря на вас, соблазняются и творят то же: едят и пьют в праздники до обеда, да и женятся незаконными браками в племени и совершают другие богомерзкие дела по древнему обычаю, а вы им накрепко того не возбраняете. И прежде неоднократно посылал вам о том свои грамоты епископ Пермский Филофей, поучая вас... но вы о всем этом небрегли”.

Деятельность епископа Филофея выходила далеко за пределы Пермской епархии, она оказалась в центре общецерковных и общегосударственных событий. Одним из миротворческих деяний владыки было утишение княжеской усобицы между великим князем Иоанном III и его родными братьями князьями Андреем Большим и Борисом. Это произошло в 1480 году, когда татарский хан Ахмат с огромным войском двинулся на Русь, а король Казимир грозил войной, братья же с дружинами отправились в Литву. Великий князь для примирения с ними послал епископа Филофея и своего духовника - Ростовского архиепископа Вассиана (Рыло).

Вскоре епископ Филофей оказался посредником в переговорах между великим князем и сибирскими князьями, которых он убедил покориться Москве. В 1485 году был заключен мир между Русью и кодскими и югорскими князьями, последние обязались платить дань Москве.

Заслуги владыки Филофея были высоко оценены великим князем и митрополитом: они пожаловали от Московской митрополии Вологду, которая отошла к Пермской епархии. В Вологодско—Пермской летописи записано об этом: “дал ему митрополит Зосима из своей митрополии на Вологде в городе и на посаде все свои церкви в городе и на посаде к Пермской епископы впрок неподвижно со всеми церковными пошлинами”. В том же году владыка Филофей переехал в Вологду, сделав затем ее своим постоянным местопребыванием, и стал именоваться епископом Пермским и Вологодским.

Особо значительными в конце ХV века оказались вопросы о ереси, в решении которых владыка Филофей принял самое непосредственное участие. В 1470 году от Новгорода возникла и распространилась так называемая “ересь жидовствующих”, о чем уже упоминалось выше. Лжеучение широко распространялось в разных слоях общества, сопровождаясь надругательствами и кощунством над христианской верой и святынями. Среди еретиков были и высокопоставленные светские и духовные лица.

Совместными многолетними трудами таких выдающихся иерархов, как святитель Геннадий, преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, борьба с ересью увенчалась победой православия. Но далась она нелегко и принесла много скорбей самим подвижникам. Из трех Соборов на еретиков (1488, 1490, 1504 годы) епископ Филофей принимал участие в первых двух, наиболее важных. В январе 1488 года архиепископ Геннадий, не будучи приглашен в Москву, обратился к епископам Суздальскому Нифонту и Пермскому Филофею с просьбой позаботиться о рассмотрении иерархами “того дела”. Собор осудил преступников, и их подвергли “градской казни” — били кнутом на торгу. Собор 1490 года выявил саму ересь, назвав ее, а Собор 1504 года окончательно ее низложил, но смута, посеянная еретиками, принесла много вреда православным.

Одним из поводов для извращения догматов о Страшном суде и Втором пришествии Христовом было распространение слухов о конце Мира, ожидавшемся в 1492 году то есть в год 7000-й от сотворения мира.

В сентябре 1491 года Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве постановил написать Пасхалию “на осьмую тысячу лет”. Митрополит Зосима поручил епископу Филофею Пермскому и архиепископу Геннадию Новгородскому составить каждому свою Пасхалию для соборного свидетельствования и утверждения 21 декабря 1492 года. Владыка Геннадий составил пасхальные числа на 70 лет восьмой тысячи и написал “коловратный ключ пасхальный” на 532 года, при котором и далее можно находить пасхальное число года. Он разослал пастве вместе с Пасхалией окружное послание со словами: “Не кончины мира страшиться подобает, но ждать пришествие Христово на всякое время”. Еретическим прельщениям о исчислении сроков святитель противопоставил освященный Церковью путь постоянного духовного трезвения.

В апреле 1501 года епископ Филофей удалился на покой в Кирилло-Белозерский монастырь. 2 октября 1508 года он преставился. Похоронен владыка, по свидетельству церковного писателя А.Н.Муравьева, там, где был пострижен, — в Ферапонтовом монастыре, но где именно, неизвестно.

В житии преподобного Мартиниана приведен один из примеров прозорливости блаженного Галактиона: некий брат впал в уныние и хотел уйти из обители. Блаженный, сен на пороге кельи, сказал ему: “Что это, брат, ты умыслил? Врага слушаешь! Нельзя избежать от волнений его. Если и от нас убежишь, его сетей и лукавства не сможешь избежать нигде”.

Списатель жития уточняет, что тот брат, о котором идет речь, “старец ныне, более 30 лет держа игуменство”, но столь долгого игуменства в Ферапонтовом монастыре (по сохранившемуся списку игуменов) не держал никто в ХV веке. Тот факт, что в рассказе не названо имя брата, одолеваемого унынием, говорит о том, что брат этот вел в дальнейшем достойнейшую жизнь и, возможно, имел более высокий сан, чем игумен монастыря. Таковое могло относиться только к двум иерархам того времени, которые начинали и заканчивали жизненный путь в Ферапонтовом монастыре, — архиепископу Иоасафу и епископу Филофею. Судя по всему рассказ относится к началу иноческого пути владыки Филофея. При этом он назвал увещавшего его блаженного Галактиона “учитель мой”.


(с) Е.Стрельникова, село Ферапонтово

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group