История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Церковные научные работы и исследования Нил Сорский и традиции русского монашества. Е. Романенко 3. Символика посвящения престолов в храмах Нилова скита

3. СИМВОЛИКА ПОСВЯЩЕНИЯ ПРЕСТОЛОВ В ХРАМАХ НИЛОВА СКИТА


Лучше представить интересы и жизнь монахов скита позволяет анализ посвящения храмов Нило-Сорской пустыни. История храмового строительства представляется важной и для характеристики мировоззрения и отличительных черт личности основателя скита - преподобного Нила Сорского.

Первый храм пустыни был освящен во имя Сретения Господня. Посвящение храма, вероятно, принадлежит преподобному Нилу. Как мы уже говорили, в рукописном сборнике Сорского старца сохранилась его собственноручная запись - перечень вещей, необходимых для освящения церкви. Эта запись показывает, как старец Нил заботился о каждой мелочи, необходимой для освящения храма. Трудно представить, что такой важный вопрос, как посвящение храма и монастыря, был решен без его участия. Сретенское посвящение храма дало название и скиту. "Святым Сретеньем" именует Нило-Сорскую пустынь грамота великого князя Василия Иоанновича (1515 г.)148.

"Нельзя угадать, почему он (Нил Сорский. - Е.Р.) избрал храмовым праздником Сретение Господне, а не Успение Богоматери, которому праздновал первый русский скит на Афоне, Ксилургу, где, вероятно, сам обитал, - писал А.Н. Муравьев, автор "Русской Фиваиды на Севере"149. Вопрос закономерный и важный, и он требует ответа.

Служба в церкви Сретения шла два раза в неделю. Монастырская рукопись начала XVII в. (РНБ. Соф. собр., 1519) содержит правило всенощного бдения скита. В предисловии сказано, что оно установлено самим преподобным Нилом150. По этому правилу стихиры храмовому празднику, т.е. Сретению (вторая скитская церковь во имя святого Ефрема Сирина была построена к концу XVI в.), пелись на каждой всенощной службе. В праздник Сретения, Похвалы Богородицы, в день святого Ефрема Сирина, каждую субботу от Пасхи до Троицы обязательно читался канон Сретению.

Богословие стихир и канона Сретению сосредоточено на главном христианском догмате - о Боговоплощении и Богочеловечестве Христа. В поэтических строках стихиры на праздник Сретения богословский смысл встречи старца Симеона и Младенца Христа выражен так: "Сеи же (старец Симеон. - Е.Р.) пръво вечное слово Отчее, воплощенное понесе. И языком откры Свет Крест и Воскресение" (ГПБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 2).

Безусловно, Сретение - не единственный праздник, богословие которого раскрывает догмат о Боговоплощении, но этот праздник с особым смыслом уверения в истинности Боговоплощения, подобно "Уверению Фомы" в чуде Воскресения Христова. В сборнике XVI в. из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря мы находим известную "Беседу Кирилла Иерусалимского на Сретение Господне" (РНБ. Соф. собр., 1419, л. 318-320 об.). В ней святитель Кирилл говорит, что в день Сретения сокровенная до этого дня тайна Боговоплощения была открыта богоизбранному народу Израилю и всем языкам. "Услышите сия вси языцы (Пс. 48,1), слушай Израиль. Тот Которого я, твой священник Симеон, в объятиях ношу и великим гласом в храме народу проповедаю и свидетельствую есть Господь Бог твой"151.

Церковное Предание рассказывает, что переводя Библию, Симеон усомнился в словах пророка Исайи о рождении Еммануила от Девы (Ис. 7, 14)152. Он прожил 360 лет, ожидая исполнения пророчества. В день Сретения, принимая на свои руки Младенца Христа, старец Симеон засвидетельствовал перед всеми, что Младенец, которого он держит в своих объятиях, - Сам Господь, единосущный и соприсносущный Богу Отцу (толкование святого Кирилла Иерусалимского)153.

Стихира праздника Сретения (все стихиры цитируются по богослужебным сборникам XVI-XVII вв. из библиотек Нило-Сорского и Кирилло-Белозерского монастырей) утверждает, что в Иерусалимский храм как младенец приносится Господь, давший некогда Моисею скрижали Завета на горе Синай. "Днесь Симеон на рукы Господа славы подъемлет. Его ж под мраком первии Моисей виде в горе Синайстей, скрижали дающа ему" (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 1об. - 2). "Днесь иже древле Моисеове в Синае закон подав, законным повинуется повелением нас ради..." (там же, л. 1 об.).

Своей проповедью, как говорится в сретенской стихире, старец Симеон разрушил омрачение неверия в древние слова пророков и обличил "евреом невернаа сердца" (слова стихиры) (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 2), возвещая грядущее распятие Спасителя и Его Воскресение.

Канон праздника Сретения также сосредоточен на раскрытии смысла догмата о Боговоплощении: "Земли исчадие, паки потекшее в ню, Божеству сообразное естество Содетель, яко непреложное младенствовав яви" (РНБ. Кир.-Бел., 315/572, л. 44 об.). "Из земли - происходящее и в нее опять отходящее естество (человеческое) Создатель явил сообразным Божеству, сделавшись младенцем непреложно" (перевод древнегреческого текста профессора Санкт-Петербургской духовной академии Е. Ловягина154). В своем толковании на праздник Сретения Кирилл Иерусалимский, как бы продолжая речь праведного Симеона, говорит: "Се - Тот, Который создал нас по образу Божию, ныне сам сделался человеком по образу нашему, и есть человек, но вместе и Бог: будучи образ Господа Бога, ныне принял образ раба, не умалив достоинства Божества, но освятив смешение моего естества"155.

Богословие праздника Сретения не только утверждает истину, но и обличает ее противников. Святой Афанасий Великий в своем "Слове на Сретение" говорит, что Симеон Богоприимец уже в день Сретения показал нечестие будущих противников Церкви - еретиков Маркиона, Ария, Саввелия, Нестория (РНБ. Соф. собр., 1419, л. 327 об.). В стихирах праздника слышны отзвуки той напряженной борьбы на Эфесском и Халкидонском соборах за догмат о Богочеловечестве Христа. Одна из сретенских стихир утверждает, что Господь явился миру "не мнением, не привидением, но истиною, чтобы Божественное соединилось с человеческим" (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 2 об. - 3).

В обстановке борьбы, которую вела Русская Церковь в конце XV в. с ересью "жидовскаа мудрствующих", отрицающей главный христианский догмат о Боговоплощении, сретенское посвящение Нило-Сорского скита представляется не случайным, как не случаен и содержательный отбор житий в агиографических сборниках преподобного Нила Сорского. Защита догмата о Боговоплощении, его сущностное раскрытие приобретают в это время особую актуальность. Об этом свидетельствует и роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, сделанная в 1502-1503 гг. знаменитым иконописцем Дионисием.

"Основная тема росписи, - пишет Л.А. Успенский, - это утверждение православного вероучения против отклонений еретиков, перечисленных собором 1490 г.: здесь подчеркивается Божество и человечество Спасителя, особое место занимает прославление Богоматери, святых и подчеркнуто значение Вселенских соборов"156. Дионисий работал в Ферапонтовом монастыре в то самое время, когда в десяти верстах от Ферапонтова на реке Соре жил преподобный Нил. Он не мог не прийти к старцу, известному своим духовным рассуждением и богомыслием. Вероятно, что в тематике и духовном тоне росписи собора сказалось это общение иконописца со старцем Нилом, который обращал внимание своих современников на богословие догмата о Боговоплощении и призывал "испытывать Божественные Писания". Смысл этого духовного наставления "испытывать Писания" раскрывает сретенская стихира: "Испытаите Писаниа. Яко же рече во Евангелиих Христос Бог наш. В них бо обретаем того раждаема и пеленами повиваема. В яслех полагаема и млеком питаема, обрезание приемлюща. И Симеоном носима... истинною мирови явльшася" (РНБ. Кир.-Бел., 550/807, л. 2 об.) - т.е. обретаем истинное знание о Боговоплощении.

Второй храм Нило-Сорской пустыни, построенный уже во второй половине XVI в., был освящен во имя преподобного Ефрема Сирина. Этого святого особо чтили в скиту. Иконописные образы святого Ефрема Сирина находились в ряду местночтимых икон в иконостасе и на стенах храмов Ниловой пустыни: опись 1672 г. упоминает местные образы преподобного Ефрема Сирина в церквах Сретения и Ефрема Сирина (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 683, л. 2 об. - 6 об.), "образ Ефрема Сирина на красках на стене церкви Сретения" (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 683, л. 4 об.), в церкви Иоанна Предтечи икона Ефрема Сирина вошла даже в состав деисусного чина парной иконой к образу Кирилла Белозерского (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 683, л. 8 об.), в церкви Сретения в местном ряду находилась икона с изображением преподобных Кирилла Белозерского и Ефрема Сирина на одной доске (ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 683, л. 2 об.). Почитание в Ниловом скиту святого Кирилла Белозерского понятно - это наиболее чтимый северный русский святой, основатель монастыря, с которым Нило-Сорский скит имел самые тесные духовные и экономические связи. Особое отношение в северном русском скиту к святому Ефрему Сирину помогает понять особенности духовного строя этого монастыря.

"Учителем покаяния" называет церковная традиция преподобного Ефрема Сирина. "Непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом", - писал о нем святой Григорий Нисский157. Древний тропарь преподобному Ефрему Сирину, который мы находим в Минеях XVI в. Кирилло-Белозерского монастыря, говорит о святом: "Час присно провидя испытаниа. Рыдаше горко Ефреме. Яко любя безмлъвие. Делательникъ ж былъ еси в делех учитель божественъ. Тем же Отче всекрасне. Ленивыя въставляеши к покаянию" (РНБ. Кир.-Бел., 344/601, л. 435 об.).

На всем протяжении Великого поста читается краткая покаянная молитва Ефрема Сирина, на самых строгих службах Страстной седмицы обыкновенно предлагаются для назидания избранные слова из творений преподобного Ефрема Сирина. Так, в Нило-Сорской пустыне, где службы Великого поста проходили в теплой церкви Ефрема Сирина, в Великую среду, когда Церковь вспоминает предательство Христа Иудой, на службе читалось слово преподобного Ефрема об Иосифе Прекрасном. (Об этом сообщает правило всенощного бдения Нило-Сорского скита - РНБ. Соф. собр.,1519, л. 88.) И это имело символический смысл: жизнь Прекрасного Иосифа (Быт. 37-50), проданного в рабство своими родными братьями, прообразовала, по толкованию Ефрема Сирина, первое пришествие Христа, преданного и распятого, и Его второе пришествие в славе для Страшного суда над человечеством158.

В Великий пяток (пятницу) на выносе Плащаницы читалось слово Ефрема Сирина о великих страстях Господних (РНБ. Соф. собр., 1519, л. 88).

Многие проповеди преподобного Ефрема Сирина обращены к монашествующим, где он говорит, что должно строго хранить монашеские обеты. В храме Ефрема Сирина Нило-Сорского скита в местном ряду находилась икона преподобного Ефрема (что известно из самой ранней описи храмов Нило-Сорского скита - ФИРИ. Кол. 115, ед. хр. 683, л. 6 об.), перед которой и проходили, в основном, монашеские исповеди. На этой иконе преподобный Ефрем Сирин изображен "с хартией со словами против нерадивых иноков", не соблюдающих монашеских обетов: "Ефрем глаголет яко велика беда есть, идеже закон и правила не жительствует во иноцех. Аще ты, окаянне, слабости ради твоея и пристрастия, скорбей ненавидиши и терпения отбегаеши, и ярем легкый Господа своего злословиши, яко жесток и тяжек есть, глаголеши, и не могу понести его. Люте тебе, окаянне, и кто помилует та, самого себя погубивша, лутще тебе тату не есть тебе. Разбойник и блудник молят бо да спасени будут. Тебе же блажат человецы яко предвечна. Ты же со лжею живеши в добром жити, и сладост мира сего и похоти его возлюбив, Небесное ж Царствие возненавидел еси" (КБИ АХМЗ. Дж. 212, надпись со свитка; пунктуация моя. - Е.Р.).

Эти слова святого Ефрема Сирина напоминают строгие предостережения преподобного Нила Сорского, обращенные к "самочинникам" в его "Предании... учеником". Не случайно само "Предание" старца читалось всей братии скита накануне Великого поста.

Немало общего можно найти в сочинениях преподобных Ефрема Сирина и Нила Сорского, которые ярко характеризуют сходные черты их личности. "Дух сокрушенный" составляет "именную печать души преподобного Ефрема"159 - об этом говорили многие историки Церкви, писавшие о жизни и сочинениях святого Ефрема Сирина. "Смирение глубоко проникает проповедь святого Ефрема и составляет весьма заметную выдающуюся и характернейшую черту... Весьма многия свои проповеди он начинает исповеданием своего недостоинства или немощи"160. Одно из сочинений Ефрема Сирина так и называется: "Исповедь или обличение самому себе". Обличая себя, преподобный Ефрем пишет, что от юности своей он был страстен и раздражителен и за всю жизнь не сделал ничего благого: "Будьте по сердоболию своему сострадательны ко мне, братия. Избранники Божии, склонитесь на воззвание человека, который обещался благоугождать Богу, и солгал Творцу своему... От юности я стал сосудом непотребным и нечестным... Увы мне, какому подпал я осуждению. Увы мне, в каком я стыде!"161

Сокрушению о своих грехах посвящена "Молитва... старца Нила... имущая покаяние и исповедание грехов и страстей". В ней преподобный Нил Сорский говорит, что он даже землю оскверняет своим "хожнием". "Яко несть ин грешник на земли яко аз. Ни бысть ин никтоже от Адама даже до днесь. Всяк бо день и час и малый часец без согрешения не преидох от младенства даже до днес и вся уды душа и тела оскверних от рожения моего всегда во гресех. Того ради боюся трепеща наведениа горкыа смерти и праведного суда твоего и лютых грозных мук вечных ждущих грешных, аз окаянный и злобесный пес, нечистый и всескверный" (РНБ. Соф. собр., 1468, л. 61 об. - 62).

"Молитва" преподобного Нила Сорского вторит размышлениям святого Ефрема Сирина "О Втором пришествии Христовом": "...только я вспомнил об оном страшном пришествии Христовом, как вострепетали кости мои, душа и тело содрогнулись, я восплакал с болезнию сердечной и сказал со стенанием: Как явлюсь я в тот страшный час? как предстану пред судилище страшного Судии? Что буду делать, когда святые в чертоге небесном будут узнавать друг друга? Кто признает меня?.. Мученики покажут свои раны, подвижники свои добродетели: а я что покажу, кроме своей ленности и нерадения? О душа недостойная! О душа грешная! О душа безстыдная! О душа всегда ненавидевшая жизнь!"162

В проповедях преподобный Ефрем называл себя грешником, который должен прежде извлечь бревно из собственного глаза, невеждой и неучем, уверял, что он сам виновен во всем том, от чего советовал слушателям остерегаться, и ничего не соблюл из того, чему поучал.

Отправляя послание к брату, вопросившему его о помыслах, преподобный Нил Сорский писал: "Что бо аз реку, не створив сам ничто же благо! кый есть разум грешнику? Точию грехи"163.

Отличительную черту проповеди, как и личности Ефрема Сирина составляла его любовь и горячая ревность о спасении ближнего. Он увещевал, просил, умолял: "Умоляю вас, чада мои, потрудимся в это краткое время. Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, чтобы не раскаяваться безконечные веки, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния... потрудитесь, чада мои любимыя, умоляю вас, потрудитесь, чтобы мне о вас и вам обо мне радоваться вечныя времена"164.

О своем горячем желании по силе помочь всем спастись писал старец Нил в каждом своем сочинении и послании, в этом он видел единственный смысл своих "писаний": "И аз сего ради предах писание Господе и братии моей спасения ради моего и всех произволяющих въздвизая совесть к лучшему и съхраняяся от небрежения и злого жития и вины, иже зле и плотскаа мудрствующих человек, и преданий лукавых и суетных, иже от общаго нашего врага и лестьца и от нашея лености прившедших"165.

"Присный духовне любимый мой, присный возлюбленный мой", - обращается преподобный Нил Сорский к старцу Герману Подольному, прося исполнить его свои духовные советы, как бы они ни казались жестоки и трудны: "Аще и грубо написах ти что, но не иному кому, но тебе-присному возлюбленному моему, не хотя презрети прошение твое. Надею бо ся, яко с любовию приимеши и не позазриши неразумию моему. А о вещех наших, о них же молих святыню твою, та добре потшался еси устроити, о том челом бию. Бог да воздасть ти мьзду противу твоему труду"166.

Умирая, преподобный Ефрем Сирин оставил завещание, в котором просил положить его на кладбище с безвестными странниками: "Кто положит меня под алтарем, да не узрит он алтаря Бога моего, неприлично смердящему трупу лежать на месте святом. Кто погребет меня в храме, да не узрит он храма света, недостойному бесполезна слава пустая. Возмите меня на плеча и бегите бегом со мною и бросьте как человека отверженного"167.

Просьба преподобного Нила Сорского к братии своего скита бросить его тело без всякого погребения или без чести сродни духовному состоянию святого Ефрема Сирина, выраженному в его завещании.

Редкое, даже в среде монашества, "3авещание" Сорского старца (подобные примеры, кроме "Завещания" святого Ефрема Сирина, можно найти только в древних житиях преподобных Арсения и Антония Великих)168 должно было произвести потрясающее впечатление на иноков Нилова скита. И в то же время оно еще раз ярко высветило главную черту духовного образа основателя монастыря - глубочайшее осознание своего недостоинства, которое особенно роднило его с личностью древнего святого - преподобного Ефрема.

Вероятно, особое почитание Ефрема Сирина в Нило-Сорской пустыни было связано с тем, что образ преподобного Нила Сорского сравнивался в сознании монахов скита с преподобным Ефремом Сириным. Тем более что канонизировали Сорского подвижника не сразу - в конце XVII в., иконы с изображением преподобного Нила и житийные повести о нем появились гораздо позже его преставления. Память о "стареце Ниле", сохранялась сначала в устных рассказах иноков Ниловой пустыни. Желание запомнить образ основателя скита "каким бе преподобный", отразилось в поисках наиболее близких ему святых. Интересно, что иконография первой иконы преподобного не совпадала с иконографией Нила Сорского, общепринятой с XVIII в. На древней иконе, судя по описанию А.Н. Муравьева, святой походил на образ преподобного Ефрема Сирина (в одеждах схимнических, со свитком в руках) "в благолепном покое созерцания, начатого им еще на земле"169.

Этот поиск "духовного родства" разных святых типичен для христианского сознания и является одним из приемов агиографии. Как свидетельствуют жития древних святых, память об основателе монастыря сохранялась обычно двояким образом. Очевидцы рассказывали своим ученикам о жизни и поучениях святого, но в то же время они всегда искали аналогий, сравнений с другими преподобными, наиболее близкими по характеру личности и монашеского подвига.

Так, в "Житии Афанасия Афонского" сказано, что он был мудр и сокровенен добродетелью, как преподобные Савва Освященный и Пахомий Великий; именит, как Антоний Великий. "Мудр бяше великии Арсение и съкровен добродетелми. Но и сеи (Афанасий Афонский. - Е.Р.) премудр бе и свою мудрость съкрываше. Нарочит бяше великий Сава и многим отцем наставник. И сеи же стадо велие стяжа. И Афон исполни многих благостроении, имеяше бо разсудительное поиже древле прославленых о сем. Якоже убо Пахомию, тако и сему съвыше Бог въручи и якоже Антониа створи именита и сего" (РГБ. Тр., 685, л. 335).

Феодосия Великого его современник Кирилл Скифопольский, составивший житие святого, сравнивал со святителем Василием Великим. По словам агиографа, святой не только любил читать творения Василия Великого, но и стремился подражать его жизни: "Паче же много священных завещании поминая и постничьскмих словес Великаго Василиа. Его же и житие подражая, и словес зело желателне имыи, тщашеся убо душу онаго нравы украсити, язык же словесы удобрити" (РГБ. Вол. собр., 630, л. 45).

Подражание подвижнику египетского скита преподобному Арсению Великому сделало жизнь Евфимия Великого, по замечанию Кирилла Скифопольского, похожей на житие Арсения: "И понеже убо всяцем тщанием житие его подража того ради и даровании его сподобися. Божиа света и дара прозорливаго" (РГБ. Вол. собр., 630, л. 165 об.).

Для сорских монахов их "богомудрый старец Нил", видимо, остался в памяти таким же учителем смирения и покаяния, каким был преподобный Ефрем Сирин в истории вселенского монашества.


ПРИМЕЧАНИЯ


148 ААЭ. СПб., 1836. Т. 1. № 161. С. 131.

149 Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894. С. 246-247.

150 РНБ. Соф. собр., 1519. Л. 20 об. - 21.

151 Русский текст цитируется по изданию: Избранные слова и беседы святых отцев и учителей Церкви на важнейшие праздники церковные. М., 1874. С. 26.

152 Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Т. 1. С. 72, прим. 1.

153 Избранные слова и беседы святых отцов и учителей Церкви на важнейшие праздники церковные. М., 1874. С. 27.

154 Богослужебные каноны на славянском и русском языках, изданные Е. Ловягиным. СПб., 1861. С. 38.

155 Избранные слова и беседы... С. 27.

156 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 219-220.

157 Жизнь святого Ефрема Сирина // Прибавление к изданию святых отцов в русском переводе. М., 1848. Ч. 7. С. 94.

158 Толкование см.: Творения святого отца нашего Ефрема Сирина. Изд. 5-е. Сергиев Посад, 1912. Ч. 2. С. 29.

159 Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви Филарета, архиепископа Черниговского и Нежинского. СПб., 1882. С. 82-83.

160 Проповеди святого Ефрема Сирина // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1895. Март. С. 406.

161 Прибавление к изданию творений святых отцов. М., 1848. Ч. 7. С. 96.

162 Там же. С. 98.

163 Прохоров Г.М. Послания Нила Сорского // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 136.

164 Проповеди святого Ефрема Сирина... С. 404-405.

165 Предание и Устав Нила Сорского. С. 2.

166 Прохоров Г.М. Послания Нила Сорского // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 29. С. 143.

167 Книга богоугодных трудов преподобного отца нашего Ефрема Сирина. М., 1851. Ч. 3. С. 174.

168 На близость "Завещаний" Ефрема Сирина и Нила Сорского указывала ранее Ф. Лилиенфельд в статье: О литературном жанре... С. 96.

169 Муравьев А.Н. Русская Фиваида... С. 295.


Содержание:


1 Основные принципы скитского жития по древним источникам;

2.1 Нило-Сорский скитв сравнении с устройством древних скитов. Местоположение скита;

2.2 Планировка скита;

2.3 Монастырский Типикон;

2.4 Богослужебный устав и "правилокелейного пребывания иноков" Нилова скита;

2.5 Библиотека Нило-Сорского скита;

2.6 Организация хозяйственной жизни Нило-Сорского скита;

3. Символика посвящения престолов храмах Нилова скита;

4. История канонизации Нила Сорского.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group