История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Литература о Белозерье Историко-краеведческий альманах Белозерье, выпуск 1, 1994 г. Путешествие по Северу России в 1791 году (извлечение). Л. И. Челищев 30-ая часть

30-АЯ ЧАСТЬ

30-я часть. От города Белозерска до Новоезерскаго Кириллова монастыря и описание онаго. 4/XIL* 4-го числа декабря, в четверток, отслушавши в Белозерском теплом соборе храмам и в путь шествующим в вечеру молебен, на четырех почтовых лошадях, с учителем Васильем Григорьевым Локтевым, до Новоезерскаго Кириллова монастыря в начале седьмого часа по полудни прямо от церкви поехали в ночь, В четырех от города Белозерска верстах на самой большой Тихвинской дороге бывшее Белоезерскаго Кириллова монастыря, а ныне экономических крестьян село Маекса (так называется по текущей в Бело озеро реке Маексе); в нем каменная церковь, настоящий храм - Успению Пресвятыя Богородицы, придел - безсребренникам Космы и Домиану, Крестьяне довольствие имеют от ловли в Белом озере рыбы. Отъехавши от села Маекса четыре, а от города Белозерска восемь верст, для перемены за присталостию почтовых лошадей обывательскими, остановились в стоящем на большой дороге экономическом же, бывшем Белоезерскаго Кириллова монастыря, называемом по текущей из Ласкова в Бело-озеро реке селе Куность; в нем две деревянных церкви, одна - Покрову Пресвятыя Богородицы, другая - архангелу Михаилу с приделом Николаю Чудотворцу. Крестьян, довольствующихся в озерах Белом и Ласковом рыбною ловлею, сто дворов. В нем, поколь собрали и перепрягли лошадей, за чем пробыли часа полтора, в доме крестьянина Лариона Евсеева напились чаю; а поехали из него на шести крестьянских лошадях в девять часов по полудни. -------------------------------------------------------------------------------- * Дата дана на полях рукописи и издания. ( Прим. ред.) -------------------------------------------------------------------------------- Отъехавши от села Куность двенадцать, а от города Белозерска двадцать верст, для перемены обывательских опять почтовыми лошадьми и ужины, в половине 11 -го часа по полудни остановились в экономическом же, бывшем Белозерскаго Кириллова монастыря, селе Солмасе, В нем питающихся малым своим хлебопашеством, скотоводством, вязанием рыболовных сетей и извозом крестьянских 48 дворов. Некоторые из них с своими запасами пристают зимою в долю к рыболовам. Из онаго села, поужинавши, при морозной с холодным ветром погоде, поехали в 12 часов по полудни. В 4-х верстах от села Солмасе на большой дороге погост Мондома; в нем каменная церковь Стретению Господню и великомученицы Параскевы. От яму и села Солмасе проехавши 1 2, да озером Новым по льду 3, итого 15, и от города Белозерска 35 верст, к Новоезерскому Кириллову монастырю приехали в половине 2-го часа по полуночи, но как монастырь был заперт, то покуда достучались, пробыли за монастырем на озере с час; въехавши ж в монастырь в половине 3-го часа, квартерою стали в кельях тамошняго игумена Луки. Препочивающий во оном, что на Красном Новоезерском острове, монастыре преподобный Кирилл, прозванием Белый, родился в 1466 году в городе Галиче от простых родителей; и, будучи 15-ти лет, ушед из дому родителей своих в имеющийся на Обноре реке преподобнаго Корнилия монастырь,* -------------------------------------------------------------------------------- * Это Комельский монастырь. (Прим. ред.) -------------------------------------------------------------------------------- постригся в монахи. Родитель же, искавши его, пришел в тот Корнильев монастырь и, нечаянно увидев его уже монахом, тогда ж, не выходя из монастыря, постригся в монашество и вскоре умер. Тако ж и мать его, будучи в девичьем монастыре монахинею, скоро ж умерла. Кирилл же в Корнилиевом монастыре, выживши всего шестнадцать лет, пошел странствовать и в двадцать лет обшел лежащия при море Окияне места, подмосковныя, новгородския и псковския страны. Во псковской же стране был ему глас, чтоб идтить на сей остров; и, идучи на оный, остановился в Тихвинском монастыре, где в сонном видении в церкви явясь ему Божия Матерь, велела идтить на оный же остров, на который он, в 1517 году пришед, сперва поставил две деревянных церкви, одну - Воскресению Христову, другую - Одигитрии Пресвятыя Богородицы, потом, для жительства собравшихся к ему монахов, построил деревянныя ж кельи и ограду и был игумном. Во оном монастыре жил он двадцать, а всего от рождения своего семьдесят-один год. При умертвии ж своем в 1537 году февраля 4-го дня, по сделании собравшейся к нему для прощения братии поучения, вдруг замолчав, несколько часов совсем был мертв, потом как будто бы пробудившись от сна, прорек сими словами: "Братия моя и отцы, сие убо время уже мятежь в людех, будет убо беда велия на земли нашей и гнев велий на людех, и падут от острия меча, и пленени будут от язык, и труси, и глади, и моры будут велицы, якоже яви ми Господь Бог в час сей". И тогда приступи к преподобному ученик его Дионисий, и вопрошал: "Повеждь нам, отче святый, потом что будет?" Он же ему рек: "Абие видех на Престоле Царя седяща, и пред Ним стояща два отрока храбра зело и умиленна, имущи на главах своих венцы царские, и даде им Господь в руце их оружие на противныя враги, и побеждени будут противнии, и поклонятся ему вси языцы, и будет царство наше умирено Богом и устроено". Про изречении ж сего, скончался. По смерти ж своей, явясь во сне Грозному царю Иоанну Васильевичу, прорек: "Царю, за утро возстав, не ходи в палату (именем назвав ее), до третьяго часа дне". Царь же его вопросил: "Для чего нейдти". Он же отвещал: "Да не умреши напрасною смертию". Потом, сказав царю на вопрос о своем имени и монастыре и подтвердив еще то свое проречение, невидим стал. Царь же во ожидании, что над тою палатою по неизвестному, кроме его, никому видению, последует, до назначеннаго часа в нее не пошел. В третий же час дне та палата пала, и многих во ожидании царя в ней бывших князей, бояр и прочих сановитых людей убило и подавило до смерти. Царь же Иван Васильевич за то избавление себя от смерти во владение Новоезерскаго Кириллова монастыря во все от озера стороны по три версты пожаловал землю, с жительствующими на ней крестьянами, которых тогда было восемьсот душ. Из прочих же преподобнаго Кириллы Новоезерскаго чудес, еще достойно примечание сие: Во время бывшаго в Москве при царе Алексее Михайловиче в людех смятения, ближний боярин Борис Морозов, для избежания от смерти, ушел в Белозерский Кириллов монастырь, и оттоль для моления приехал во оный Новоезерский Кириллов монастырь, и при гробе сего преподобнаго дал обещание, что если он царем Алексеем Михайловичем опять будет возвращен в Москву с прежним его достоинством, то за сие в Новоезерском монастыре построит своим коштом каменную церковь, каковых в нем тогда еще не было, - что все вскоре после того обещания и сбылося в точности. Мощи сего преподобнаго Кириллы Новоезерскаго в земле препочивали сто-двенадцать лет, а обретены в 1649 году ноября 7-го числа. Ныне ж во оном монастыре каменных четыре церкви: 1) холодный собор во имя Воскресения Христова; особо к нему приделанные приделы, один - Николаю Чудотворцу, другой - преподобному Кириллы Новоезерскому, в котором и мощи его вскрываемыд препо-чивают; 2) теплый собор; в нем два рядом престола, один - Одигитрии Пресвятыя Богородицы, другой - Алексею человеку Божию; 3) праведным Захарию и Елисавете; 4) над Святыми воротами - первоверховным апостолом Петру и Павлу. И прочее внутри монастыря и маленькаго гостинаго двора строение каменное, а ограда, утвержденная за малостию острова (который в окружности не более 200 сажень) на сваях, и за ней для торгу в ярмоночные дни приезжающих купцов лавки, деревянныя. В нем каждый год большая бывает ярмонка; начинается с 15-го марта и продолжается неделю; к оной съезжаются с товарами купцы из Белозерска, Вологды, Кириллова, Череповца, Устюжны, Тихвина, Олонца, Петрозаводска и Вытегры, и со многих уездов с своими рукоделиями и продуктами собираются крестьяне. В продолжение сей ярмонки монастырь имеет главный годовой денежный доход. Теперь оный монастырь по штату состоит в третьем классе. В нем игумен Лука; по бытности его в Белозерском духовном правлении первым членом, почти всегда живет в городе, а в монастыре бывает только не в присутственные дни, и когда гораздо нужных нет дел. Иеромонах - 1, чтущихся к пострижению священников белых - 3, иеродиакон Корнилий - 1, чтущихся к пострижению белых диаконов - 2, послушников - 3, штатных служителей - 9. Они довольствуются обыкновенным штатным жалованьем и сборными от богомольцев за разныя службы и в ярмонку за лавки деньгами. Во оном Новоезерском Кирилловом монастыре пробыли с четвертаго по седьмое число декабря. А 7-го числа в воскресенье, после литургии, за монастырскою трапезою отобедавши, при ненастной с холодным ветром погоде, на четырех же приведенных из Кобылина яму почтовых лошадях поехали в два часа по полудни. Облегающее кругом сей Красный остров и Новоезерский Кириллов монастырь Новое озеро примежевано к монастырю, и жительствующие около его крестьяне ловят в нем рыбу с дозволения монастырскаго, с отдачею пятой рыбины. Рыба ж в нем ловится: лещи, щуки, окуни, харьюсы, платицы, налимы и мелкая рыба. В полуторых верстах Новым озером, на текущей из него в Андо-озеро речке Кобылинке экономическое, бывшее онаго монастыря село Кобылино, в коем и теперь живут с экономическими крестьянами монастырские штатные служители, В нем от монастыря построена тесом обшитая деревянная церковь во имя Тихвинской Богоматери. Во оною на память преподобнаго Корнилия четвертаго числа февраля из Новоезерскаго Кириллова монастыря бывает крестный ход, и собираются окольные и белоезерские жители. Отъехавши от Кобылина яму версты две и обогнавши состоявший в сорока подводах, ехавший из Кирилловскаго уезда в Санкт-Петербург с ложками, чашками и ковшами деревянными обоз, ехали двенадцать верст Андо-озером. Проехавши от Новоезерскаго Кириллова монастыря семнадцать верст, для перемены лошадей остановились в стоящей на берегу того озера господ Николая Ивановича Ивановского, Фризина и Колечина деревни Каликиной в пятом часу по полудни. Крестьяне сей деревни, также как и в селе Кобылине, для пропитания своих семейств и оплаты податей при хлебопашестве имеют рыболовный промысл. Из оной Каликиной деревни и яму на четырех же лошадях поехали в исходе шестого часа, сперва полем, потом версты две Андо-озером и верст двенадцать болотными и полевыми ровными местами. Отъехавши от Каликина яму семнадцать верст, для ужины и перемены лошадей в восемь часов по полудни остановились в селе господина Петра Силича Кутузова Акишеве. Во оном селе деревянная церковь Покрову Пресвятыя Богородицы и Николаю Чудотворцу, Жительствующие во оном селе и в ближних к ему, разстоянием верстах в пяти, деревнях крестьяне довольствуются и все свои нужды исправляют от хлебопашества, ибо всегда они с посеяннаго четверика вымолачивают ржи и овса от тринадцати до шестнадцати четвериков, ячменю четверть, пшеницы от десяти до двенадцати четвериков. Они никогда для себя хлеба не покупают, а еще окольным жителям много в своих домах и продают. К тому ж для продажи белозерским купцам гонят много дегтю. По Белозерскому уезду сие самое хлебородное место. От онаго села вперед к Тихвину лучина началась у крестьян сосновая, а до него везде была березовая. Из сего села и яму, в избе крестьянина Мины Силина поужинавши, при снежной с ветром погоде, поехали в десять часов по полудни в ночь. От села и яму Акишева лесистым и несколько чистым болотом отъехавши пятнадцать верст, в деревне и яму господина Михаила Павловича Павлова Ракуновой перепрягли лошадей и при той же погоде поехали безостановочно. Крестьяне сей Ракуновой деревни, беря в своей лесной даче в болотах железную руду (которой там много), не имеючи завода, а каждый с своим только семейством, в нарочито для того сделанных в лесах печах, выплавливают железо и продают приезжающим к ним в домы белозерским и города Устюжны купцам по рублю по двадцати копеек пуд на месте. Каждый же житель с своею семьею может железа каждый год продать на сто рублей. В шести от Ракунова яму верстах, за занесением снегом дороги, почтовыя лошади пристали, почему в деревне господина Осипа Осиповича Комарова Чукшиной переменили их обывательскими. Крестьяне сей деревни при неурожайном хлебопашестве довольствуются выплавливанием и продажею железа и извозом; скота всякаго, в раз&;уждении болотных трав, держат по немногу. От деревни Чукшиной болотним и не много гористым полевым местом отъехавши пятнадцать верст, в деревни и яму господина Василья Степановича Познякова, Лысковой переменили обывательских лошадей почтовыми. Жительствующие в оной деревне крестьяне железной руды в своих дачах не имеют, а с небольшою платою берут в посторонних дачах и из выплавленнаго из нее железа многие куют нужные для крестьянства запасы и продают их в домах, по ярмонкам и городам крестьяном и купцам. Возле оной деревни Кулижской волости погост; в нем две деревянных церкви, одна - Преображению Господню с приделом Благовещению Пресвятыя Богородицы, другая - Казанской Божией Матери с приделом мученикам Кириллу и Улите. От Кулижскаго в девяти верстах возле большой дороге погост Чурбанской волости; в нем две деревянных церкви, одна Покрову Пресвятыя Богородицы, другая Николаю Чудотворцу. 8-го числа, в понедельник, от Лыскова яму гористыми местами проехавши двенадцать верст, для перемены лошадей и чтоб самим обогреться, в десятом часу по полуночи остановились в деревне Борисовой господина Василия Осиповича Епанчина; и напившись в избы крестьянина Ерофея Иванова чаю, на одной лошади, в крестьянских санях-ошивнях, ездили в имеющийся в полуторых верстах от деревни погост Троицкий, В нем одна каменная церковь Живоначальной Троицы, с приделом апостолу евангелисту Иоанну Богослову. По приезде ж из него, в избы того ж крестьянина отобедавши, на четырех же почтовых из сего Борисова яму лошадях, при небольшом морозе, поехали в час по полудни. Во оной деревне крестьянин Иван Васильев, прозванием Барда, от роду имеет сто-десять лет, а еще в силе, совершенном разуме и хорошо видит глазами. Жительствующие в сей Борисовой деревне крестьяне довольствие имеют от хлебопашества, ибо у них от посеяннаго четверика выростает ржи от восьми до десяти четвериков, жита двенадцать четвериков, овса и пшеницы семь четвериков, гороху пять четвериков. Они для прокормления своих семейств никакою хлеба, кроме малаго числа гречи, не покупают, а еще по нескольку своего окольным жителям продают и, ездючи в город Устюжну, закупают разный хлеб и распродают по деревням, в городе Тихвине и его уезде; поелику за привозом из Рыбинска водою на барках в Устюжны всякий хлеб дешевле, в Тихвине ж, по неимению из нижних городов водяной комуникации, дороже. Кроме же сего и извоза, ничем не промышляют. От Борисова яму отъехавши двадцать-пять, а от города Белозерска 142 версты, для перемены лошадей в четыре часа по полудни остановились в деревне Пляса господина Федора Абрамовича Колюбакина, где Белозерский уезд кончился, а началась округа города Устюжны Железнопольскаго. Оный город таковое название имеет, кажется, от того, что в уезде его множество железной руды, и что жители онаго главный доход имеют от железа. Оной деревни крестьяне довольствуются от делания железа и стали и от кования из него нужных для крестьянства вещей; хлебопашество ж имеют малое и неурожайное. От деревни Пляса, по большей части ровным местом, отъехавши двадцать-две версты, для ужины и перемены лошадей в девятом часу по полудни остановились в селе и яму Коробищи господ Федора Абрамовича Колюбакина и Дмитрия Васильевича Корсакова. Во оном селе две деревянных церкви, одна - Животворящей Троицы, другая - Успению Пречистыя Богородицы с приделом Николаю Чудотворцу. Жительстующие в нем крестьяне промышляют деланием по многу железа и стали. Здесь мы, в доме тоя волости сотскаго Федора Филиппова поужинавши, поколь собрали четырех почтовых лошадей, пробыли до второго часа по полуночи, а из него при морозной погоде поехали в исходе уже онаго, В двадцати верстах от Коробищинскаго яму, в деревне и почтовой станции господина Петра Ивановича Козляинова Серебренской переменили лошадей и поехали из него при жестоком морозе безостановочно. В семнадцати от Серебренской станции верстах, возле большой дороги село и погост Волский-Ивановский; в нем две деревянных церкви, одна - Живоначальной Троицы, другая - Иоанну Предтечи с приделом великомученику Георгию. 9-го числа, во вторник, отъехавши от Серебренской станции двадцать верст, в восемь часов по полуночи, для перемены лошадей и чтоб обогреться, остановились в деревне и яму господина Гаврила Ивановича Ушакова Верховье. Обогревшись же и напившись в избе крестьянина Якова Филиппова чаю, во ожидании, поколь из помянутаго села приведут лошадей, в крестьянских ошивнях ездили на одной лошади в тот Вольский-Ивановский погост и, по приезде из него отобедавши, при пасмурном небе и не очень холодном ветре, в два часа по полудни поехали. Жительствующие во оной деревне крестьяне для пропитания своих семейств хлеба, кроме гречи, не покупают и своего не продают, поелику с посеяннаго четверика вымолачивают ржи от семи до восьми четвериков, овса до десяти четвериков, пшеницы от пяти до шести четвериков, жита от четырех до девяти четвериков. В других же по близости деревнях некоторые водят пчел; в своих лесах бьют из ружей зверей: оленей, медведей, волков, рысей, лисиц, белок, куниц, зайцев и в малых реках выдр; оных зверей всегда в тех больших лесах бывает много. От оной деревни Верховья проехавши двадцать верст, сначала частогористым бором, потом ровным болотом, а к концу полем, для перемены лошадей в пятом часу по полудни остановились в деревне и яму господина Александр Яковлевича Сукина с прочими Соминской пристани. Оная деревня Соминскою называется по судоходной возле ее текущей в Волгу реки Сомины, а пристанью потому, что городов Устюжны и Тихвина купцы от оной деревни по реке Сомины с тамошним железом, сталью, нужными для крестьянства железными и стальными вещьми, дегтем, с смолою, с звериными кожами, поташем, белозерскою и прочею речною и озерною рыбою и белозерскими белыми снетками отправляют барки и другия речныя большия и малыя суда в Санкт-Петербург, Москву, Рыбинск, Вытегру, Петрозаводск, Тверь и в прочие низовые города; оттоль же привозят всякие немецкие и московские товары, перловыя, просяныя и другия хоро-шия крупы и съестные припасы, виноградныя вина, всякие ягоды и орехи, соленую и свежую осетрину, белугу, семгу, сазанину, севрюгу, хлеб, рожь, овес, пшеницу, и горох мукою и зернами, гречишныя и ячныя крупы, деревянное, льняное, конопляное и коровье масло и, по невозможности сим товаром до Устюжны и Тихвина водяною комуникациею дойдтить, складываются во оной деревне, а из нея в Тихвин и Устюжну перевозят и оттоль, для нагрузки опять барок, привозят тамошние жители зимою; почему здесь всегда бывает разнаго звания людей много, и для того имеется трахтир и харчевни; к тому ж еще лежит и московская в Санкт-Петербург большая дорога. Крестьяне, в сей деревне жительствующие, за малостию земли и по неурожаю, хлебопашество имеют малое, так что к своей запашке каждый год ржи прикупают месяца на четыре, а иногда и на полгода. Деньги ж зарабатывают деланием железа и стали, стрелянием зверей, а больше извозом; некоторые имеют постоялые дворы и хранят купецкие товары, делают барки. Имеются мастеровые: портные, сапожники, кузнецы, столяры и плотники. Из онаго Соминскаго яму, при морозной с холодным ветром погоде, поехали в шесть часов по полудни. Отъехавши от Соминской пристани осьмнадцать верст, для ужины и перемены лошадей в восемь часов по полудни остановились в деревне Залуды господина Александр Яковлевича Сукина с прочими, Крестьяне сей деревни железа и стали не делают, а довольствуются от дегтю, скотоводства, стреляния зверей и птиц и от извозу, ходят на купеческих барках лоцманами и работниками, в другие ж города в годовые заработки никуда не отлучаются. Из оной деревни, обогревшись и поужинавши в доме крестьянина Абрама Осипова, при той же погоде, поехали в одиннадцать часов по полудни. В двенадцати от деревни Залуды верстах Устюжны Железнопольской уезд, которым проехали 112 верст, кончился, а начался Тихвинский. Отъехавши от дервни Залуды двадцать-пять верст, для перемены лошадей остановились в деревне Михеевой господина Петра Алексеевича Головина и перепрягли лошадей, не выходя из кибитки. Крестьяне сей деревни делают всякую деревянную посуду, продают строевой лес, тес, доски и брусья, гонят деготь, из покупного железа и стали куют простыя крестьянския вещи, сами ж, по неимению в своих и ближних дачах железной руды, железа и стали не делают; в Тихвине и Устюжны плотничают. От Михеевой деревни в десяти верстах на большой дороге погост Воскресенский; в нем две деревянных церкви, одна - Воскресению Христову с приделом великомученику Георгию, другая - Рождеству Христову. От Михеева яму проехавши частогористым местом двадцать-шесть верст, не выходя из кибитки, переменили лошадей в экономической, прежде бывшей Большого Тихвинскаго монастыря деревне Конец. Оной деревни крестьяне хотя и неурожайное, но по множеству земли большое имеют хлебопашество, всякаго скота и для извозу лошадей, в разсуждении крестьянства, держат по многу и также продают лес. 10-го числа, в среду, отъехавши от Конецкаго яму большою дорогою десять, да в сторону от дороги большим лесом тесною проселочною дорогою четыре версты, для посмотрения в девятом часу по полуночи остановились в Антониевской Дымской пустынке и пристали в доме живущаго в ней белаго священника Авраама Ксенифонтова. Дымскою она называется по небольшому того же названия озера, при котором она стоит. Начально в том пустом лесном и удаленном от жила месте построена преподобным Антонием, котораго и мощи здесь в Казанской каменной церкви под спудом препочивают. Монахов в ней живало по семидесяти человек, и крестьян во владении было сто душ. При открытии ж штата монастырям, оная изпразднена, и для отправления подлежащаго в церквах богослужения определен белый священник, с обыкновенным числом причетников. В ней две церкви; каменная, в низу - Казанской Божией Матери и преподобному Антонию Великому; в верху ж старанием онаго теперешняго священника отделывается Живоначальной Троицы. Деревянная, построенная оным же священником, - рождеству Иоанна Предтечи. Кругом церквей ограда деревянная старая и несколько таких же обвалившихся пустых келей. Священник и причетники живут за оградою в деревянных избах; довольствуются хлебопашеством, лесною угодою, скотоводством и даваемыми от приезжающих богомольцев за службы деньгами, а определенных в приход крестьян не имеют. Во оной пустынке по всягодно годовая ярмонка бывает в праздник рождества Иоанна Предтечи и продолжается четыре дни. На оную с товарами приезжают купцы тихвинские, белозерские, из Устюжны, Кириллова, Череповца и Вологды, и много собирается с своими рукоделиями и домашними продуктами окольних и дальних крестьян и для богомоления разнаго звания людей. Были ль же в древния времена в сей пустынке какия достойныя любопытства и примечания происшествия, о том, по неотысканию летописца, не известно. Состоящее при ней Дымское озеро в окружности версты три; по среди его маленький островок, на котором, сказывают, спасался преподобный Антоний. Во оной пустынке отслушавши водное освящение храмам и преподобному молебен, в священниковом доме отобедавши, за отдыхновением пробыли до пяти часов по полудни. В пять же часов на тех же, что из Конецкаго яму, лошадаях, поехали при морозной погоде. Отъехавши от Антониевской Дымской пустынке болотным, лесистым местом, тесною проселочною дорогою верст пять да большою шесть, итого одиннадцать верст, в осьмом часу по полудни остановились в Беседном Малом Тихвинском Никольском монастыре. Он построен от Большого Тихвинскаго монастыря, по причине явления Божией Матери, селящей на колоде, с предстоящим пред Ней Николаем Чудотворцем, некоему простолюдину Георгию, прозванием Юрышу (которому приказала Она тогда сказать, чтоб на построенной в Большом Тихвинском монастыре, для поставления явленнаго Ея образа церкви, крест поставили деревянный, а не железный), на самом том месте явления, почему и называется Беседным. Сей монастырь в окружности сажен до трехсот, кругом его ограда деревянная, а внутри две каменных церкви; настоящий холодный собор во имя Николая Чудотворца, теплый - рождеству Иоанна Предтечи; при ней строительския кельи; в них в проезд мой жил присланный из Большого Тихвинскаго монастыря строитель иеромонах Иев, со одним монахом и двум к пострижению чтущимся бельцам; в низу ж братская трапеза, кухня, хлебопекарня и для поклажи из Большого Тихвинскаго монастыря получаемых съестных припасов подвал. Он с самаго начала и поныне во всем генерально зависит от Тихвинскаго монастыря, Богомольцы в него заезжают весьма редко. Главный же для поправления и починки монастыря денежный доход состоит в построенной из-стари для того сбору, возле большой дороги деревянной часовни (в которой за стеклом стоит иконописный крест, сказывают, сделанный из той колоды, на которой Богоматерь); в ней каждый год собирается от двух до четырехсот рублей; а для сбережения оных собирающихся от проезжающих денег, в приделанной к той часовне деревянной же келье всегда живет монах или послушник. В мой же проезд в ней был чтущийся в Большом Тихвинском монастыре к пострижению в монашество санкт-петербургский купец Илья Никифоров Соболев. Из онаго монастыря, побывши в церквах и часовне, отслуживши храмам молебен и с строителем отужинавши, поехали в двенадцать часов по полуночи. Отъехавши от онаго монастыря четыре, Тихвинским уездом шестдесят-восемь, а всего от города Белозерска триста-двадцать-две, а от Тотьмы 710 верст, в начале перваго часа по полуночи, по приезде в город Тихвин, возле Тихвинскаго монастыря, поколь отворили для нас ворота, пробыли в кибитках час; потом, с позволения тамошняго архимандрита Игнатия, въехавши в монастырь, стали квартерою в отведенных нам в монастырской швальне кельях.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group