История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Литература о Белозерье Альманах "Памятники Отечества", № 30. Северная Фиваида Альбина Смирнова. ОТЕЦ ИАКОВ

АЛЬБИНА СМИРНОВА. ОТЕЦ ИАКОВ


АЛЬБИНА СМИРНОВА


ОТЕЦ ИАКОВ


У алтаря Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря стоит мраморный памятник. Здесь в 1896 году погребен настоятель монастыря архимандрит Иаков Поспелов – кандидат богословия, кавалер орденов святой Анны, святого Владимира, почетный член Московской Духовной академии, церковный писатель.


Отец Иаков (в миру Василий) родился в 1818 году в семье священника Тульской епархии. Он закончил Тульскую Духовную семинарию" и Московскую Духовную академию, на последнем курсе которой принял монашество. Несколько лет Иаков преподавал в Орловской и Харьковской Духовных семинариях, три года жил в Риме будучи настоятелем посольской церкви. Еще до отправления в Рим он был возведен в сан архимандрита.

По возвращении в отечество Иаков Поспелов настоятельствовал в Зеленецком монастыре Санкт-Петербургской епархии, а с 1857 года его судьба связана с Кирилло-Новоезерским и Кирилло-Белозерским монастырями Новгородской епархии.

Отец Иаков принял в управление обитель преподобного Кирилла, когда многие ее древние постройки и храмы пришли в ветхость, хозяйство и нравы монашеской жизни находились в значительном упадке. За тридцать лет настоятелю удалось многое изменить к лучшему. Определенную, роль, безусловно, сыграло и то, что это было время подготовки монастыря к 500-летнему юбилею. Под руководством Иакова развернулись грандиозные работы: ремонтировали кровли и крыльца, полы, окна и двери, делали отмостки, красили наружные и внутренние стены церквей, поновляли росписи в святых воротах. Одновременно обновляли интерьеры церквей, в первую очередь Успенского собора, придела преподобного Кирилла и теплой церкви Введения. В церквах перестраивались иконостасы, шили новые напрестольные одежды, чистили серебряные царские врата, раку преподобного Кирилла. При архимандрите Иакове отремонтировали сотни пелен, покровов, стихарей и других предметов ризницы, многие ветхие книги библиотеки, разбирали старый монастырский архив. К работам привлекались как кирилловские, так и белозерские, череповецкие, шуйские, ярославские и другие мастера.


Немалое внимание архимандрит Иаков уделял благоустройству территории самого монастыря и окрестных мест. В 1874 году сделали каменные стенки с проезжими воротами у Кузнечной и Мереженной башен. Через три года появилась деревянная ограда вокруг монастырских огородов у западной стены, а еще через два года «палисадом», проходившим по внешней стороне рва, обнесли весь монастырь. В 1886 году по инициативе архимандрита соорудили часовню на горе Mayре.

Много времени и энергии у отца Иакова отнимала его должность благочинного окрестных монастырей. О большом участии в делах Нило-Сорской пустыни, Устюженского Моденского и других подчиненных ему обителей рассказывают сохранившиеся его черновые записи, рапорты и другие документы.

Главную свою цель настоятель видел в неустанной заботе о восстановлении истинно монашеской жизни в духе Устава преподобного Кирилла Белозерского. Под его началом в монастыре жили около двадцати монахов и послушников. Будучи человеком «строгой монашеской жизни», того же требовал он и от братии. При архимандрите Иакове прекратились праздничные угощения вином в кельях настоятеля, в трапезе — «водочные порции братии», а из винного склада в башнях, которые сдавались в аренду городу, вывезли бочки с вином. Вино запрещалось вносить в монастырь.

В первые дни первой и страстной недель Великого поста ворота монастыря закрывали для мирян. Неблагосклонно смотрел архимандрит на посещение монастыря женщинами. К инокам, не соблюдавшим Устав, применял наказания. Строгими мерами он добился многого. Постриженники Иакова, прошедшие его суровую школу, впоследствии с благодарностью вспоминали жизнь под началом старца-аскета. И когда после его смерти монастырская жизнь «сильно пошатнулась в нравственном отношении», некоторые из них сами покинули монастырь. Так, иеромонахи Феоктист и Герман ушли: один в Филиппо-Ирапскую пустынь, другой — в Юрьев монастырь, и там приняли схиму.


Архимандрит Иаков на протяжении многих лет добивался вывода с территории монастыря духовного училища и уездной тюрьмы, размещавшихся здесь с XVIII века. В многочисленных посланиях разным должностным лицам он приводил убедительные доводы. «Довольно терпения: бедная обитель и так почти целое столетие терпела отягощение от острога,— писал архимандрит.— Нужда вывода из монастыря стала особенно чувствоваться с ожиданием новых реформ по монастырям, и польза от этого будет».

Как ревностный хранитель монашеских обетов, Иаков считал, что городское Духовное училище не должно размещаться на монастырской территории. «Всячески огородить оное стенами так, чтобы и ворота были особые наружу, а в монастырь и малой калитки не было бы»,— указывал он. Духовное училище занимало тогда Никоновский корпус и имело вход со стороны Малого Ивановского монастыря. Училищная церковь и общежитие размещались в городе, и это было большим неудобством. Городские власти хотели, чтобы общежитие для учащихся также устроили в монастыре. С этим настоятель не хотел мириться и пожертвовал на строительство нового училищного здания на берегу Сиверского озера кирпич и солидную сумму денег. Потом ему были благодарны за проявленную неуступчивость, а по окончании строительства, в 1880 году, Иакова избрали почетным попечителем Кирилловского Духовного училища.

На просвещение народа отец Иаков не жалел не только монастырских, но и своих личных средств. «Поднятие нравственного и умственного уровня народа — вот та громадная задача, в которой наше духовенство по званию своему должно принять самое деятельное участие»,— писал он в предисловии к своему сочинению «Пастырь по отношению к себе и пастве». На личные средства архимандрита в разное время содержалось несколько учеников Кирилловского Духовного училища, не раз он снабжал деньгами тех, кто отправлялся учиться в духовные семинарии.

По инициативе Иакова в крепостной стене монастыря вместо женской гостиницы со входом из города открыли монастырскую церковно-приходскую школу. За свой счет архимандрит приобретал для нее учебники и письменные принадлежности. Кроме того, ученикам выдавали хлеб на завтрак, а в праздники — булки. Позднее для них устроили в городе бесплатную столовую, на покупку провизии для которой отец Иаков давал около трехсот рублей из личных сбережений. Для учеников покупали также сапоги, валенки, шили одежду. Назначенный в школу учитель А. А. Измайлов получал от монастыря жалованье в 120 рублей, бесплатные квартиру и питание. Он же выполнял обязанности библиотекаря устроенной настоятелем монастыря «братской и для мирян» библиотеки. На благотворительность Иаков Поспелов тратил почти все свои личные средства, жертвуя на отпуск лекарств из аптеки тем, кто не имел возможности за них заплатить. По примеру Иакова в монастыре установился обычай отделять из братских сумм 30—40 рублей в месяц для раздачи нищим и кормить их. На свои деньги архимандрит заказывал книги, предназначавшиеся для раздачи богомольцам. Особенно старался он помочь людям в голодные годы — кому хлебом, кому дровами. Случалось, просителей собирались «полные коридоры»: кто — за лекарством, кто — за советом, кто — за денежной помощью. Им отдавалась порой последняя копейка.

В своей келье архимандрит имел только самое необходимое, в том числе книги. Из одежды после его кончины остались клобук, два подрясника, две рясы и шуба. «Лишние» подрясник и рясу он держал лишь потому, что получил их в подарок от преосвященного Тихона, епископа Можайского. При погребении архимандрита присутствовало около шести тысяч человек, в то время как все население города Кириллова составляло тогда чуть более четырех тысяч. Пришедшим раздавали отпечатанные проповеди отца Иакова «Слово на Рождество Христово».

Замечательные проповеди издавались и спустя много лет после его смерти. Известны также написанные им под впечатлением пребывания в Риме брошюры «Путешествие в Бар-град» и «Краткие заметки о римской церкви». Перу отца Иакова принадлежит «Служба на обретение мощей преподобного Кирилла Новоезерского».

Часть трудов Иакова Поспелова посвящена Кирилло-Белозерскому монастырю. История столь старой обители, несомненно, очень интересовала его. В то время по истории монастыря не было написано ни одной обобщающей работы. В 1880 году в «Трудах Московского Археологического общества» напечатаны подготовленные архимандритом «Извлечения из архивных книг и дел Кирилло-Белозерского монастыря».

Едва ли не более всего у Иакова вызывала интерес личность основателя монастыря преподобного Кирилла. В 1875 году в Петербурге увидело свет подготовленное им «Житие преподобного отца нашего Кирилла Белозерского чудотворца». Второе издание вышло в 1896 году. Житие составлено на серьезной исторической базе, с опорой на документы, исследования историков. В книгу включены описание сохранившихся вещей преподобного, тексты посланий святого сыновьям Дмитрия Донского, его Духовная грамота. Архимандриту, вероятно, принадлежит и «Летопись событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря с 1397 по 1893 год». Писарская копия на 53 листах большого формата подписана Иаковом, его рукой сделаны и поправки в тексте (рукопись эта хранится в фондах Кирилловского музея).

Болезнь и последовавшая смерть, по-видимому, не позволили закончить задуманное. Исторический очерк обрывается событиями 1764 года, когда Кирилло-Белозерский монастырь лишился земельных владений и крепостных крестьян. Вероятно, на эту «Летопись событий» опирался иеромонах Геронтий, составивший описание монастыря к 500-летнему юбилею по заказу настоятеля Никодима, сменившего Иакова Поспелова. На труды отца Иакова делал ссылки в своих работах известный историк Кирилло-Белозерского монастыря Н. Никольский.

Деятельность Иакова Поспелова как писателя и как настоятеля стала частью истории Кирилло-Белозерского монастыря. Об этом напоминает одинокое мраморное надгробие за алтарем Успенского собора.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group