История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo.info/
http://www.ferapontovo.org/
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Литература о Белозерье Белозерский уезд. Новгородский сборник, 1865. Н.Богословский

БЕЛОЗЕРСКИЙ УЕЗД. НОВГОРОДСКИЙ СБОРНИК, 1865. Н.БОГОСЛОВСКИЙ


Богословский Н.


Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей


БЕЛОЗЕРСКИЙ УЕЗД


Приход Заболоцкий


Особые заветы богобоязненых семейств прихода состоят в том, чтобы неделю перед праздником Пророка Илии не есть скоромной и молочной пищи, а питаться постною, кроме дней понедельника, среды и пятницы; в эти дни они питаются сухоедением. У больных бывают заветы, по выздоровлении ходить в обители угодников Божиих, или ставить свечи к иконам, или же наконец по своему усердию ходить целую неделю за образами, как они выражаются, в продолжение Св. Пасхи, и носить самыя иконы по приходу.

Обряды: по стаянии с полей снегов, а чаще всего в день Великомученника Георгия, крестьяне из деревень обществами идут в свою приходскую церковь, просят после Литургии отслужить молебен угоднику Божию Георгию. возвратившись домой, отец семейства засвечает свечу перед иконами в доме, помолясь с семейством, берет икону и вербу, полученную в Св. храме в неделю Ваий, которая хранится на киоте, а крестьянка - жена хозяина дома - и дети сгоняют в первый раз со двора скотину. В праздники Благовещания Божией Матери, 25 марта[ст.стиль - Е.П.], и в Св. Пасху подают на проскомидию просфоры и потом, когда начнется сев, одну из просфор кладут в сеяльницу с овсом, выезжают в пол, молятся на Восток,Запад, Юг и Север, прося Господа, чтобы Он уродил посеянное на св. обитель и нищих, и собственное продовольствие сеятеля. Так же точно поступают и с посевом ржаным.....Во время дождей или засухи летом, червь ли появится на полях или скотский падеж, крестьяне идут в церковь, служат молебны со слезами об отвращении бедствий [98-99]


д. Куликово


При деревне этой часовня пророка Илии, о которой есть предание, что она устроена на память разоренного панами девичьего монастыря; часовня окружена сосновым и еловым лесом, внутри, где часовня, прекрасная площадка, с коей старожилы доселе показывают могилы 3-х погребенных схимниц...[102]


Приход Зелено-Дубровский


На земле, принадлежащей приходу, в трех местах есть курганы, называемые здесь могильницами. Об них есть предание, что будто-бы под этими могильницами погребли себя паны... Это-то будто бы паны, когда уже Москва была освобождена от поляков, не желая попасть в руки русского правительства, на месте могильниц построили на столбах сараи, натаскали в них каменья и земли, вошли под сараи, подрубили столбы и под ними похоронили себя и свое имущество. [106]


Приход Карголомский, при церкви Пресвятыя Богородицы


В Карголомском приходе изстари пользуется известнстью деревня Росляково. При ней находятся два больших кургана, или земляные насыпи. один из этих курганов с незапамятных времен в народе считался и назывался "Синеусовою могилою", на нем в старину было до10 больших елей, но в настоящее время здесь стоит одна ель, остальные или сокрушены бурями, или потеряв растительную силу посохли, а отчасти срублены при раскапывании курганов присланными чиновниками Археологического общества в 1860 году. Посланными чиновниками от общества оба кургана посередине перекопаны до подошвы...найдено - в кургане первом или "Синеусовой могиле", пучина грязи, а во втором источник чистой воды. ... Можно предполагать, что до введения Христианства в окрестностях Бела-озера, язычники здешних мест боготворили эту пучину грязи и ключ чистой воды, с принятием же Св. веры, эти предметы обожания были засыпаны...[126-127]


Приход Кьямский, VI класса


На Кьяме у многих принято за обычай каждогодно путешествовать в г. Кириллов на 9 число июня, в монастырь к преподобному Кириллу Белозерскому, оттуда ходят в Воскресенский Горицкий монастырь, потом к Нилу Сорскому, а на обратном пути в Новоезерский монастырь к Кириллу Новоезерскому...[142]


Приход Комоневский, VI класса


По устному преданию церковь, жительство священно-церковно-служителей, запашка и вся местность была занята болотом. Когда же явилась на этом болоте, на сосновом пне, икона Рождества Богородицы и выстроили церковь - под церковью и жительством болото обсохло... Предание говорит что икону перенесли на другое более сухое место и там основали церковь, но в ночь икона и основание церкви перенесены были на старое место... И теперь пень тот, на коем явилась св. икона, под иконостасом, впереди правого клироса по правую руку южных дверей и над ним в иконостасе св. икона Рождества Пресвятыя Богородицы.[144]


Сельцо Сергиево


В сергиевской часовне находится, кроме других св. икон, икона Преподобного Сергия Радонежского в особом почтении между обывателями. Принесена эта икона из Сумы, тамошним обывателем, по следующему случаю: ему долго времени бывшему больному Преподобный Сергий явился во сне и велел икону эту, бывшую в комнате, отнести в Белозерский уезд, в деревню Межуозерье и поставить в часовне; больной, исполнив повеление Святаго, сделался здоров. ... Есть поверье, что некоторые жители этой деревни потомки панов, и что паны в 4 или 5 верстах от этой деревни сокрыли в омуту, глубоком месте реки Великой, текущей из Левинского озера в Тольское, клад - бочку золота с железными обручами и цепями.[146-147]


Сельцо Никольское


При усадьбе на берегу речки часовня Никольская (9 мая и 6 декабря), в ней празднуют жители деревень Серкова и Тимошина. Эта часовня поставлена, говорят, на месте, где явилась икона Св. Николая Чудотворца. Явленная икона перенесена в церковь, и в часовне снимок с ея.[147]


Приход Колашемский-Верхнеконский


Существует темное устное предание, что когда жители Колашемы вздумали строить в первый раз церковь, то положили на совете: срубить первое бревно, отправить его по реке Колашеме, и куда пристанет, тут и строить церковь. Вышло, что первое бревно остановилось на берегу реки у того места, против которого и стоит теперь церковь.[153]


Деревня Малюново


К деревне принадлежит часовня, отстоящая от церкви верстах в 4, и от деревни Малюново в 3, называемая Векшинскою, которая устроена в незапамятное время по случаю найденного образа Св. Николая Чудотворца, сохранившегося будто бы (по устному преданию старожилов) от бывшей на этом месте деревни, уничтоженной потому, что в ней, как стоящей в диком лесу, скрывались разбойники...[155-156]


Приход Кулигской Преображенской церкви VII класса


Праздников во всем приходе разным святым угодникам 15 в году, в праздники священник ходит по домам прихожан с животворящим крестом и святою водою, и в благодарность за молебен тому или другому святому получает хлеб с дома. [161]


На церковной земле при проселочной дороге, идущей от церкви к северозападу в ближайшия деревни прихода, не более 20 сажен от озера Кумозера, есть небольшой Ключ, обросший почти со всех сторон сосновым лесом, к которому издавна приходят не только ближайшие жители прихода, но даже и из других приходов за водою для больных младенцев, и за оною оставляют близ стоящей сосне или рубашку больного, или лоскуток холстины, или какой-нибудь платочек.[169]


Приход Введенский Лозский, в селе Антушеве


В деревнях есть заветные рощи - остатки язычества, которые с незапамятных времен стоят неприкосновенными, из крестьян всякий уверен, что тотчас за срубкою дерева в этой роще последует его смерть.[185]


Приход Мегорской Успенской церкви, VI класса


Верстах в 2-х от церкви, при часовнях, находятся два ключа пресной воды, признаваемые целительными.[194]


Приход Падпорожский-Покровский, V класса


С 1858 года, когда в предшествующем году червь истребил озимой хлеб, а сибирская язва, - всякого рода скот; прихожанами приписнаго прихода и частию настоящего, завещано 28 июля обносить по приходу местную икону Смоленской Божией Матери, при чем в каждом селении служится молебен Богоматери; после окропляется скот св. водою, равно и поле, приготовленное к посеву.[207]


Приход Озадской Троицкой церкви


22-го октября и 8-го июля в день Казанской Божией матери празднуют жители сельца Софиевки, деревень: Липничка, Горы, Маркова, Окатьева, Пустошки и Завода; они по случаю конского падежа положили однажды навсегда в эти дни после утреннего Богослужения из часовни, находящейся близ селений, носить икону Божией Матери в каждой деревни и служить молебны с водосвятием и окроплением дворов и скота в них находящегося, равно и полей.[217-218]


Приход Пондальский Ильинский, VI класса


Судя по роще, в которой стоит деревянный храм, можно предполагать, что прежде в ней существовал жертвенник в честь какого-нибудь языческого бога, потому что языческие обычаи и теперь ещё существуют между жителями прихода. Например: когда кто-нибудь помрет, родственники тотчас после смерти, умыв тело умершаго, выносят солому, на которой лежал больной, в поле и там сожигают её, - и верят, если дым пойдет к верху, то душа покойного праведна, а если расстилается по земле, то грешна. И ещё в продолжении 40 дней по смерти стелют под образа постель белую и ставят на окно пищу, которую более любил умерший, веря, что умерший ночью приходит спать в дом , и ест и пьет.[220-221]


Приход Становицский Николаевский, VII класса


В приходе есть следующия предания: 1-е, Рассказывают, что во время нашествия литовцев здешние жители спаслись у церкви в ограде. Паны будто бы народ видели, но попасть в ограду не могли. Как только подходили к ограде, то все поражаемы были слепотой. 2-е, В то время, когда стали теснить поляков везде, - они в пустоши Сулино (купца Копылцова) сделали каменный сарай на столбах, вошли в него, подрубили столбы и были под ним задавлены. Груда камней и теперь видна.[243]


Приход Танищь Кириловских, VI класса


На севере от церкви, подороге к деревне Крюкову, на пустоши Могильнице есть три небольшие кургана, коих середины провалились, о них говорят, что были жилищами литвы.[249]


Приход Тумбажский, V класса


Есть обычай носить в часовню к молебну пироги и сусло, а в одну из них, Рогозинскую, в кануне праздника пророка Илии к вечерне приносят вареную говядину в следствие поверья, будтобы в старину к этой часовне приходили два оленя, из коих одного закалывали и ели, а другаго отпускали.[254]


Богородице-Рождественский Шужболенский приход, V класса


Народное предание говорит о существовании приходской церкви до нашествия литвы в деревне сего прихода, отстоящей от церкви в 8 верстах, в местности, называемой "Село Дедовское". Там есть небольшая деревянная часовня и кругом ея много бугров, похожих на приходское кладбище.[265]



Сборники материалов были опубликованы в середине XIX в. в пяти выпусках. Хотя они достаточно различаются по степени подробности и характеру изложения, в них можно найти немало интересного с точки зрения этнографии и фольклора. Некоторые выписки из сборников представлены ниже. Сразу хочу отметить, что сюда не были включены многочисленные сообщения о последствиях "литовского нашествия", а так же сведения о заветных праздниках и падеже скота - почти все они отличаются краткостью и единообразием формы. Квадратные скобки в конце отрывка обозначают номера страниц. Издание и номер тома указывается перед текстами о деревнях того или иного уезда.


Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. // Новгородский сборник., Вып. I., Новгород. 1865.


http://countrysite.spb.ru/Library/MISE.htm

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group