История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Известия Вологодского общества изучения Северного края Народные предания о пребывании поляков на Белом озере в начале XVII века, Выпуск 6, 1999 г.

НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ О ПРЕБЫВАНИИ ПОЛЯКОВ НА БЕЛОМ ОЗЕРЕ В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА, ВЫПУСК 6, 1999 Г.


Новожилов Сергей

Вашкинская средняя общеобразовательная школа, 8 класс, п. Липин Бор

Научный руководитель - Леонтъев Николай Николаевич, педагог дополнительного образования.

Диплом III степени, 1998 год


Народные предания о пребывании поляков на Белом озере в начале XVII века


Легенда 1

(Записана Елизаветой Фирсовной Быстровой со слов своего отца Павлова Фирса Степашина, 1866 года рождения, уроженца деревни Ваномозеро.)

"Жил в древние времена на берегу озера Дружинное, недалеко от деревень Пиксимово и Прокино, на хуторе Сукозеро крестьянский сын - богатырь Андрон. По окрестным деревням шла молва о его огромной силе и сноровке, да и умом его Бог не обидел. Во время сенокоса и уборки хлебов он заменял лошадь, на которой работал его отец. Запрягался в телегу и ехал в поле, нагружал сено или снопы и вез домой на сеновал или в овин...

Дивились люди его силе. И вот прошел по деревням слух о нашествии поляков на Русь и о том, что движутся они по нашему краю в нескольких направлениях. Андрон обошел близлежащие селения, призывая крестьян на защиту своего края. Быстро собрались мужики со своим оружием (огнестрельного не было: топорами, вилами, дубинками, булавами) на хутор к Андрону. Создали дружину, во главе которой стал Андрон. Стали думать, как встретить врага врасплох и дать сражение: отправили группу в разведку. Разведчики доложили, что через неделю поляки придут в их край. Дружина разделилась на четыре отряда. Решили врагов заманить в ловушку. Выбрали место для сражения, где дорога шла между гор. С боков сделали заломы, нарубили леса, чтобы было не пройти, и спереди перегородили дорогу срубленными деревьями. Расставил Андрон отряды по местам, а сам возглавил центральный - для встречи врага. Поляки двигались с обозом на лошадях, в телегах везли продукты питания, награбленное у населения добро, оружие. Они не предполагали, что ждет их впереди. Когда все шляхтичи зашли в засаду, Андрон дал приказ валить подпиленные деревья, подрубленный лес. Дорога к отступлению врага была перекрыта. По сигналу пастушьего рожка началось сражение. Отважно дрались мужики, крестьяне из дружины Андрона. Били поляков дубинами, булавами, вилами и топорами. Отряд поляков был уничтожен. Понесла потери и дружина Андрона. Вернулись мужики по домам, стали заниматься мирным делом в надежде, что враги больше не придут в их край. Местность, на которой было сражение, названа Дружинной. Она объединяет деревни Пиксимовского сельсовета: Пиксимово, Прокино, Сукозеро, Новец, Ростани, Исаково, Кичагово, Букова гора, Ушаково, Выдрино, Малышево, Лукьяново, и озеро называют Дружинным. Андрон прославился своей богатырской силой, много уничтожил поляков, а люди его прозвали Сукозерским, так как хутор, на котором он жил, назывался Сукозеро".


Легенда 2

"По старой дороге в Чисти"

(Записана со слов Володичева Николая Алексеевича 1927 года рождения, родившегося в деревне Чистый Дор, что сейчас находится на территории Кирилловского района.)

"В начале Великой Отечественной войны, а до войны мы жили в Петрозаводске, бродил я по лесу с ружьишком и манком на рябчика по старой дороге на Чисти Вашкинского района. Тогда обратил внимание на рельеф местности вдоль дороги. Лес в обхват рук стоял в загонах когда-то пахотной земли. Рядом были бугры. На мои вопросы мой отец, Володичев Алексей Иванович, сказал, что это следы нашествия поляков. Здесь было несколько деревень, которые поляки спалили, а людей поубивали. Заросшие лесом участки когда-то пахавшейся земли и бугры (остатки разрушенных временем печей) - вот все, что осталось от того времени. Отец говорил, что избы эти, [как] рассказывали старики, топились по-черному. В окнах вместо стекол была плева от бычьих пузырей. Отец это слышал, наверное, от своих родителей".

"И еще одну историю, связанную с поляками, рассказал отец. Недалеко от Чистого Дора есть местечко "Криуцы", здесь тоже хозяйничали поляки. Людей поубивали, а дома сожгли. А одна девушка, кривая на один глаз, скрылась в лесу, питалась все время, пока поляки не ушли, ягодами и грибами. А когда вернулась, то увидела, что от строений осталась лишь одна баня. Здесь и жила она до самой кончины. И это место так и стали называть по кривой бабке - "Криуцы". На этом месте много позже предприимчивый мужик построил водяную мельницу, но это уже другая история".

(Материал записал и обработал Леонтьев Николай Николаевич. Добавлю, что поляки, попадая в Чисти, разорили деревню Довгую, об этом говорят старожилы Чистого Дора. А в Чистях рассказали лишь о спрятанном от поляков жернове, да о том, что враги давили лавками малолетних детей. Вот и все. Может кто-то еще что знает, да пуста сейчас деревня Чисти. Некому дополнить рассказ Николая Алексеевича Володичева.)


Легенда 3

"У хутора Ильинского"

(Записана со слов Логинова Василия Ивановича из деревни Веселая (Горемыкино) Роксомского сельсовета Вашкинского района.)

"У хутора Ильинского, как рассказывали старики, была схватка местных жителей с поляками. Не хотели жители деревень вокруг Роксомского озера сдаваться полякам, поэтому, на случай поражения, решили погибнуть, но врагу не сдаваться. В Роксомской деревне Мыс был сделан навес на подпирающих его столбах, на который заранее навалили земли и камней. Под этот навес спрятались старики, женщины и дети. В случае если поляки прорвутся, то было решено выбить из-под крыши столбы и всем погибнуть. Но нападение врага удалось отбить, и все остались живы. События развивались осенью, но в какое точно время сказать не могу. Слышал эту историю от Логинова Ильи Тимофеевича и Якуничева Василия Ильича, старожилов деревни Горемыкино Роксомского сельсовета".

(Легенду записал Леонтъев Николай Николаевич.)


Легенда 4

"О кладе на дне Корбозерского озера"

(Рассказана в 1967 году Кулевым Кириллом Павловичем из деревни Потаповская Вашкинского района.)

"В нелегкое время, когда отряды польских панов с целью грабежа и разбоя бродили по Белозерью, и произошло это событие. Ранним летним утром на Корбозеро приехал на лошади вестовой с Индомана. Он рассказал, что там паны занимаются грабежом и после захоронения своих людей, погибших при вооруженных стычках с местными жителями, пойдут на Корбозеро.

Вестовой также обратился с призывом к людям, чтоб от панов они все, что можно, прятали. Темной ночью священник Корбозерской церкви вместе с церковным сторожем сняли с церкви все дорогие оклады с икон, золотые и серебряные предметы церковной утвари: складни, кресты, чаши, венцы, древние иконы и уложили в кованый железный сундук. На плоту вывезли его в озеро. Только им было известно местонахождение сундука на дне озера.

Пришедший на другой день отряд панов, рассчитывавший на внезапную поживу, был обескуражен. Вместо добычи все четыре корбозерские деревни встретили их полупустыми домами. Не найдя в церкви никаких ценностей, поляки подожгли ее (церковь была деревянной). Не желавшего сказать, где спрятаны церковные ценности священника паны бросили в огонь, а вместе с ним и сторожа.

Потом были сожжены все четыре корбозерские деревни, не остались в живых и те жители, которые не покинули кров, не успели спрятаться в лесу. А паны, не солоно хлебавши, ушли вверх по реке Коме на Черную Слободку.

Так оказался тайной спрятанный на дне Корбозерского озера сундук. После нашествия поляков, когда строились заново три из четырех сожженных деревень, была построена и новая деревянная церковь. Много смельчаков пытались найти сокровища и передать их церкви, но поиски не дали результатов. По словам старожилов в некоторых местах глубина озера достигала тридцати саженей. А вновь построенная церковь и до сих пор служит людям. В 1960-е годы ее перевезли с Корбозера в Моисеево под здание сельского клуба".

(Записал легенду Г.А. Аксенов, директор Вашкинского краеведческого музея.)


Легенда 5

(Рассказана в 1935 году в деревне Ваномозеро Роксомского сельсовета Павловым Фирсом Степановичем и Егоровым Константином Никифоровичем.)

"Польские захватчики двигались от Белой озера в нескольких направлениях: на север и на восток. В восточном направлении их путь пролег через деревни и хутора лесными дорогами. На своем пути они грабили крестьян, барские усадьбы и жестоко расправлялись с теми, кто оказывал сопротивление.

Пройдя через Логиново, Веснино, хутор Муравьево, лесной дорогой двинулись в местечко Вашпан. В деревне Логиново в усадьбе помещика поляки пировали целую неделю. У помещика отрабатывали барщину крестьяне соседних деревень.

В легенде говорилось, что женщину-крестьянку с ребенком отправили в местность Вашпан предупредить помещика о приходе поляков. Приказано было забить скот, собрать съестные припасы и приготовить угощение.

Через неделю польские паны посетили деревню Горемыкино и хутор-усадьбу помещика - Фомино. Не понравился польским завоевателям прием и они начали громить деревню. Усадьбу сожгли, людей поубивали, все награбленное добро увезли на лошадях.

Затем они пошли в деревню Залохта, где встретили сопротивление мужиков. Шляхтичи устроили казнь над жителями и этой таежной деревни. Многих перебили, некоторых даже сажали на колья изгороди, привязывали к телегам, и люди в муках умирали. Молодых женщин и девушек увозили с собой. Население рядом находившейся деревни Ваномозеро скрывалось в лесах. Поляки разграбили все, не гнушались даже брать самовары, решета. Они забрали скот, все продукты питания.

Дальше их путь лежал в местность Унха и там они тоже устроили грабеж и убийство".

(Записала легенду Е.Ф. Быстрова, учительница географии Вашкинской средней школы.)


Легенда 6

"Осиновый мыс"

"Чего удивляешься? Думаешь, мыс Осиновым называется, так на нем обязательно осины расти должны? Нет там осин, только елки в два обхвата...

Осины на этом мысу, друг ты мой, росли там давно, годов может триста тому назад. По тем осинам и мыс назвали. Памятное это место. Мужикам нашим помогло...

Это в ту пору было, когда паны на русскую землю приходили, села-деревни жгли, народ грабили, всяко безобразничали. Добрались и до нашего Залесья. На ладьях плыли по реке Кеме к Каргополю, город зорить. Ну, туда проплыли, жди обратно. Народ в то время по лесам в землянках спасался. Собрались мужики разок на полянке, давай судить-рядить, что с панами делать, как их побить. Да что? Оружия настоящего нету, топоры да колья, только и всего, редко у кого фузея есть.

Ну, судили, рядили и додумались. У Осинового мыса река узкая, бойкая, по камням шумит, порог тут, тоже Осиновым прозван... Вышли на этот мыс и давай осины рубить, да так, чтобы с корня сами не валились, а только ежели толкнуть легонько. А чтобы ветром подрубленные деревья не свалило, их веревками лыковыми подвязали. Все приготовили, караульных поставили, а сами опять в лес. Неделя-другая прошла, пал слух - едут паны по Кеме с добычей. Мужики тихим манером все на мыс, в кустах затаились, топоры приготовили. И только ладьи по порогам понесло - начали мужики лычаные веревки рубить, осины в реку подталкивать. Которая по ладье - ладья пополам, которая в реку - ладью струей через осину перекидывает. Ни один пан живой не ушел. Иной потонул, другого о камни насмерть в порогах разбило, а ежели который на берег выполз - топором по голове - и обратно в воду.

Так-то оно, дружок, в старые года было. Простой народ не ждал воевод, сам со своей бедой справлялся".

(Легенда записана писателем В.В. Гарновским1.)


Примечание:


1 Гарновский Виталий Всеволодович (1902 - 1981) - вологодский писатель, редактор районных газет "Колхозный путь" и "Красная Шола".

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group