История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Известия Вологодского общества изучения Северного края Заметки по иконографии Филиппа Ирапского в конце XVII - начале XX веков, Выпуск 8, 2000 г.

ЗАМЕТКИ ПО ИКОНОГРАФИИ ФИЛИППА ИРАПСКОГО В КОНЦЕ XVII - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ, ВЫПУСК 8, 2000 Г.


Ольга Владиславовна Сергеева

Художник-реставратор Череповецкого музейного объединения г. Череповец

Михаил Юрьевич Хрусталев

Заведующий историческим отделом Череповецкого музейного объединения г. Череповец


Заметки по иконографии Филиппа Ирапского в конце XVII - начале XX веков


Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь расположена на правом берегу реки Андоги в местности под названием «Красный Бор». Кроме реки Андоги, пустынь омывается двумя речками: Малым Ирапом с запада и Большим Ирапом с востока, Основателем пустыни «в скрае реки Андоги в веси Андожской во области Бела езера"1 был иеромонах Филипп, ученик преподобного Корнилия Комельского, построивший здесь первую Троицкую церковь около 1517 года.

Прожил старец в той пустыни 15 лет, умер 45 лет от роду и «был погребен на берегу реки там, где сам указал для себя место. Вскоре после его кончины устроилась обитель иноческая на месте его подвига и там доселе почивают под спудом честныя его мощи, от которых не перестают истекать исцеления"2.

Между 1611 и 1618 годами пустынь была «пожжена и разорена, токмо церкви сохранились», В 1676 году разоренная пустынь возродилась. В 1688 году обитель была приписана грамотою патриарха Иоакима к патриаршему Воскресенскому Череповецкому монастырю. Из этой грамоты в первый раз узнаем, что пустынь преподобного Филиппа была полным монастырем с братией и строителем.

При учреждении монастырских штатов в 1764 году Троицкая Филиппо-Ирапская пустынь вместе с Череповецким Воскресенским монастырем была упразднена, монашествующая братия распределена по вологодским монастырям. К пустыни определен приходской священник Иоанн Кириллов с причтом.

Пустынь существовала упраздненной 28 лет. «В 1792 году изволением Божием сгорела до тла Воронина Успенская Богородицкая пустынь, находившаяся в 13 верстах от города Череповца, к югу, по Пошехонской дороге». После пожара братия осталась без приюта, почему Гавриил, митрополит Новгородский, указом 7 октября 1792 года повелел перевести настоятеля Воронимой пустыни с братией в упраздненную Филиппо-Ирапскую пустынь.

Так как пустынью много лет никто не занимался, все ее постройки стали ветшать, рушиться и приходить в негодность. При строителе Серафиме (втором настоятеле пустыни после ее возобновления) в 1795 году изветшавшие постройки пустыни стали возобновлять, Правильному течению строительных работ помешал пожар 1830 года. Начавшийся с Троицкого собора, он повредил в нем иконостас и паперть. Сгорела так же и колокольня. Скоро собор исправили и срубили новую колокольню.

Монастырь из деревянного превратился в каменный при архимандрите Арсении. Сначала он возводил постройки деревянные, но после пожара 1865 г. начал возводить каменные. Был "выработан план и по нему в 1867 году приступлено к работам». С этого года здания пустыни быстро начали превращаться из деревянных в каменные.

Пустынь имела две каменные церкви. Одна из них соборная, во имя Живоначальной Троицы, теплая, пятиглавая, построена в 1699 году. Она находилась на северной стороне монастырской стены у самых святых ворот.

Внутри церкви на месте левого клироса под балдахином находилась рака пр. Филиппа Ирапского Чудотворца, на том, месте, где почивали под спудом его мощи. К правой стороне собора примыкает придел Филиппа Ирапского. Прежде он находился на левой стороне, то есть на южной, в 1873 году при архимандрите Арсении его перенесли на правую сторону, так как крутой берег реки Андоги, подмываемый весенними водами, стал оседать, и зданию грозило разрушение.

Вторая церковь во имя Казанской Божьей Матери, каменная, построенная в 1755 году, находилась на площади, среди монастыря. В ней «достойна внимания икона пр. Филиппа, изображенного со своим учителем Корнилием Комельским, молящимся пред Святой Троицей. Она написана в 1723 году архимандритом Череповецкого Воскресенского монастыря Иоанном Никифоровым. В настоящее время икона находится в иконостасе против правого клироса. За левым клиросом находится икона - пр. Филипп - во весь рост. Ранее она была возложена на раку угодника"3.

Филиппо-Ирапская пустынь просуществовала до 1928 года, но уже с 1919 года там находилась сельскохозяйственная артель, а позднее дом инвалидов и престарелых. В полуразрушенном состоянии пустынь прибывает и поныне, а Троицкий собор недавно погорел.

Иконы из ликвидированной Филиппо-Ирапской пустыни большей частью были уничтожены, и лишь четырнадцать в 1927 году поступили в Череповецкий музей, среди них две иконы с изображением преподобного Филиппа Ирапского.

Иконы с изображением Филиппа Ирапского немногочисленны. Имеются сведения о наличии в церквях Череповца и его окрестностей на конец XIX века одиннадцати таких икон. Почитание преподобного не выходило за пределы региона. Первые сведения о почитании Филиппа относятся к 1618 году и связаны с чудом от его мощей.

Разрешение на местное чествование преподобного, скорее всего, было дано епархиальным архиереем, но как основатель пустыни преподобный Филипп почитался в ней и ранее. Имеется упоминание о «древнем образе преподобного», с которого был сделан список по обету старца Феодосия (предположительно в 1669 году) и возложен на раку преподобного, а позднее перенесем в теплую Казанскую церковь той же пустыми. В 1843 году он был основательно переписан. Надо думать, что его иконописный строй остался неизменным. Препободный Филипп изображен в рост анфас, в подряснике, мантии и схиме. Пальцы правой руки сложены в благославляющем жесте, а в левой находится свиток. Под ногами Филиппа сделана «краткая выписка" из его жития с включением сведений о поновлении этого образа: «Поновлен образ преподобного в обители Тихвинския и освящен при Чудотворном образе Божьей Матери, во свидетельство освящения с чудотворного образа наложена лента яко омофором покрывая угодника своего и поклоняющих ему в лето от Рождества в 1843 ноября 30 дня». В верхней части иконы изображение Богоматери Знамение, как бы символ того, что жизнь преподобного прошла при ее покровительстве и была наполнена знамениями и чудесами4.

Это единственная икона, где преподобный поименован как «чудотворец». Поза преподобного характерна для икон, возлагаемых на раки святых. Манера письма одежд, охряного фона, деталей облачения характерна для мастеров крупных иконописных центров XIX века, ближайшим из которых был Тихвинский Успенский монастырь с его устойчивой традицией иконописания.

Больше сведений о сложении иконописного облика преподобного Филиппа дает его житийная икона, датируемая второй половиной XVIII века, происходящая из Покровской церкви села Вахонькино (Кадуйский район), находящейся в непосредственной близости от Ирапского монастыря5. Житие преподобного известно в четырех редакциях6. Каждая из них содержит дополнения к биографическим сведениям. Письмо иконы характерно для XVIII века, о чем свидетельствуют высветление выпуклых частей ликов, фоны средника и клейм, палеография надписей и, наконец, живописная имитация резной барочной рамы, в которую как бы заключены детали сюжета и сам пр. Филипп.

В среднике изображения фигура благославляющего Филиппа с развернутым свитком в руке с надписью "Первее яко трудишася зде мало великих благих во веки насыщаюся второе яко преславная на телеси муки яже в во».

В 14 клеймах представлено житие преподобного, Филиппа от пострижения его в монахи в пятнадцатилетнем возрасте до посмертных чудес, связанных с исцелениями. Каждое клеймо комментируется кратким текстом соответствующего житийного момента. Большая часть действия происходит внутри сводчатой с колоннами палаты, а в сим волическом облике каменного храма угадываются реальные черты первого каменного сооружения Филиппо-Ирапской пустыни - Троицкого собора («городки» под карнизом храма).

В клеймах и среднике Филипп представлен человеком среднего возраста, с резкими аскетическими чертами лика, что соответствовало тексту жития, показывающего преподобного постником, аскетом, не приемлющим милостыни, молитвенником, стяжавшим дар «умной молитвы». Интересны включения подробностей местной истории, связанных с удельными князьями Шелешпанскими и отводом земли под монастырское строение. Клейма, изображающие посмертные чудеса, так- же разнообразны: исцеление бесноватых и болезней, преподобный является идущим по воде навстречу больным, исцеляет по молитвам к нему.

Позднее образ преподобного Филиппа существенно меняется. Пропадают конкретные черты лика, образ наделяется чертами, типичными для изображений других преподобных. Таким практически неотличимым от преподобных Дионисия Глушицкого и Кирилла Новозерского предстает Филипп Ирапский на иконе второй половины XVIII века из придела его имени Воскресенского собора города Череповца.

В 1813 году в пустыни пишется новая икона с изображением преподобного Филиппа на его раку, изначально задуманная под покрытие окладом8. Образ святого претерпевает значительные изменения по сравнению с первой надгробной иконой XVII века. Размеры фигуры преподобного не соответствуют длине доски, поскольку весь верх иконы занимает изображение «Богоматери Знамения», накрытое сверху своеобразным полотенцем (омофором). Налицо двойственность образа: преподобный представлен как бы лежащим в гробу и одновременно благославляющи. Надпись на иконе гласит: «С. ПРЕП. ФИЛИПЪ". Здесь он уже - старец с сединами. Небрежность письма, грубая моделировка одежд, контурность лика святого и Богоматери свидетельствует о том, что икону писал человек знакомый с техникой и канонами, но на ремесленном уровне.

Известен еще ряд икон начала XX века, написанных в самой пустыни и предназначенных для раздачи в благославение паломникам. Иконописные черты на них размыты и слиты в некий обобщенный образ преподобного. Единственное, что остается от традиционного облика преподобного Филиппа - долгая с раздвоением «на две плесницы" борода. Он изображен в молитвенном предстоянии Святой Троице, в левом нижнем углу скупыми контурами обозначен Троицкий собор обители.

Известно, что существовало еще несколько икон Филиппа Ирапского, которые находились в часовнях и приделах его имени. Это икона в деревянной часовне против святых ворот Филиппо-Ирапской пустыни; икона из каменного придела Троицкого собора Филиппо-Ирапской пустыни (о местонахождении этих двух икон ничего неизвестно). Еще одно изображение Филиппа находилось на наружной стене каменной часовни Филиппа Ирапского в городе Череповце. Икона представляла собой увеличенное (2-2, 5 м) повторение иконы на раку 1669 г. , была написана около 1913 года, предположительно череповецким художником Леоновым. В настоящее время это изображение находится под слоем штукатурки.

В заключение можно отметить, что иконописный образ преподобного Филиппа Ирапского претерпел определенную эволюцию: подлинные черты образа трансформировались к началу XX века в некое иконописное подобие преподобного с условностями и атрибутами преподобия. Пока не выявлено ни одной иконы XVII-XIX веков с видом пустыни. Они появляются лишь в начале XX века и связаны с деятельностью игумена Леонида10. Представленный нами ряд икон преподобного имеет немаловажное значение для выявления и определения путей формирования иконописного образа преподобного Филиппа Ирапского.


Примечания:


1 Сборник агиографический XVIII в. Архив ЧерМО, N 280/ 29, кн. 9-20.

2 Иеромонах Антоний. Краткое описание Свято-Троицкой Филиппо-Ирапской пустыни Череповецкого уезда, Новгородской губернии. С. -Петербург. 1912, Архив ЧерМО, N 347, С. 6.

3 Там же. С, 7-13.

Местонахождение иконы "Пр. Филипп и пр. Корнилий Комельский" в настоящее время не установлено, по всей вероятности, икона была уничтожена.

4 Икона - верхняя доска раки Филиппа Ирапского, XVII-XIX в. ЧерМО N 280/ 7, 180 X 73. Воспроизведение см. : Рыбаков А. А. , Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995, с. 262.

5 Икона "Пр. Филипп Ирапский в житии", вторая половина XVIII века, ЧерМО N 1051/ 1, 138. 6 X 101. Воспроизведение см. : Рыбаков А. А. Указ. соч., ил. 192-193.

6 Сборник агиографический XVIII в. Архив ЧерМО, N 280/ 29 кн. 9-20. Сборник агиографический XVIII в. Архив ЧерМО, N 1418// 44 кн. 9-134.

7 Икона "Преп. Филипп Ирапский, Кирилл Новозерский, Дионисий Глушицкий", вторая половина XVIII века. Воскресенский собор г. Череповец, придел пр. Филиппа Ирапского.

8 Икона на раку пр. Филиппа Ирапского. 1813 г., ЧерМО N 280/ 1.

9 Икона "Пр. Филипп Ирапский, поклоняющийся Святой Троице". Начало XX века. Частное собрание, г. Череповец.

10 Отец Леонид, бывший иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря, последний настоятель Филиппо-Ирапской пустыни, принявший на себя обязанности настоятеля 29 июля 1911 года.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group