Патриарх Никон.Труды
Научное исследование,
общая редакция В.В. Шмидта
ВОЗРАЖЕНИЕ, или РАЗОРЕНИЕ СМИРЕНАГО НИКОНА,
Божиею милостию патриарха,
противо вопросов
боярина Симеона Стрешнева, еже написа
газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу,
и на ответы Паисеовы1
бвинения в новых обычаях и разных винах Патриарха Никона, составленныя в 30 вопросах боярина Семена Лукьяновича Стрешнева и ответах на оные Газскаго митрополита Паисия Лигарида. — Отписка — Предисловие — Ответ
Вопрос, глава 1.2
Естли безгрешно изнова преосвящатися, един архиерей когда пременяется от единыя епархии на другую? Понеже Патриарх Никон егда на Патриаршество поставился, преосвящался опять, сиречь хиротонисался явно пред всеми. — Ответ3
Разорение 1-му вопросу и ответу4
Вопрос, глава 2. Никон не поизволил, чтоб исповедалися и причащалися которыя были люди виноваты и указано их казнить по градским каноном и судом. Добро ли чинил Никон или худо, поучи мене без лицемерия. — Ответ
На вторый вопрос и ответ возражение
Вопрос, глава 3. Подобает ли, егда облачается архиерей или иерей во святой церкви и во олтари чешется и на зеркало смотрится в церкви суще во святом облачении? Понеже и Никон тое извычанье был чинит прежде Литоргии, как облачится во святыя ризы. — Ответ
Возражение 3-му вопросу и ответ
Вопрос, глава 4. Никон посвящает священники и диаконы: добро ли чинит и есть ли хиротонисание его благоприятно, ей или ни? — Ответ
Возражение 4 вопросу и ответу
Вопрос, глава 5. Никон не учинил отречения своего письмом за рукою, толко из уст рек, что не хощет впредь быти Патриархом. Полно ли на том или надобно, чтоб на письме дано было отречение, чтоб было совершенно на письме дано отречение? — Ответ
Возражение 5-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 6. Естли архиереи, которыя обретаются в послушании патриаршеском, имеют грех что не возбранили ему, Никону, злаго совету, или конечнее и совершенной суд обвиненныи, что не возбранили, в том учиненном деле не грешныя? — Ответ
Возражение на 6 вопрос и ответ
Вопрос, глава 7. Доброли б было, чтоб собор был в том деле патриаршеском, чтоб не прилучилося какова соблажнения или помешки в царстве? — Ответ
Возражение 7-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 8. Может ли благовернейший Государь Царь наш Алексей Михайлович собрать тот собор или надобно, чтоб по повелению патриаршескому? — Ответ
Возражение на 8-й вопрос и ответ
Вопрос, глава 9. Никон сказал, что повелел Богом венчанный Государь Царь, что был здесь на Москве, то он в ни во что почел, и называл собор тот сонмищем жидовским. — Ответ
Возражение 9-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 10. Мощно ли составом главу судити и своего началника? — Ответ
Возражение на 10 вопрос и ответ
Вопрос, глава 11. Никон никогда не изволил называть архиереов братиею своею, но почитал их велми нижайших, для того, что от него были освященыя. — Ответ
Возражение 11 вопроса и ответа
Вопрос, глава 12. Нарекся Никон Великим Государем, для того что его так назвал всещастливейший наш Государь хотящи его паче звычаю почитати. Согрешил ли Никон, что так высочайшее титло на себя принял, согрешил ли, или нет? Скажи нам и протолкуй. — Ответ
Возражение 12 вопроса и ответа
Вопрос, глава 13. Никон строит ныне по се время один монастырь и назвал его новым Иерусалимом. Доведет ли ся, чтоб так Святаго Града имя было перенесено и иному дано и опозорено? — Ответ
Возражение 13 вопроса и ответа
Вопрос, глава 14. Не говорит ли святый Герман, Патриарх Цареградский, яко просвиромисание образует Вифлиом и святый престол образует богоприемный Гроб Господень? — Ответ
Разорение 14 вопроса и ответа
Вопрос, глава 15. Никон разорил епископию Коломенскую для своего монастыря, выговаривая себе, что было ближнее епископство от Москвы, и то не пригоже бысть блиско патриаршескова боку епископии. — Ответ
Разорение 15 вопроса и ответа
Вопрос, глава 16. Доведется ли архиереом строити обозы и грады, понеже Никон полюбил жить на местех пустых и безжителных, и чтоб наполнил тое место и наемцы и боярскими подданными. — Ответ
Разорение 16 вопроса и ответа
Вопрос, глава 17. Никон говорит, что не обретается вне от своего престола и епархии, толко съехал для некоторых притчей достойных, которые он будет явно говорить, егда будет призван от истиннаго судии и праведнаго. — Ответ
Разорение 17 вопроса и ответа
Вопрос, глава 18. Один пастырь, или болярин, который убегает, чтоб уберечь живота своего, потому чтоб инако учинил, был бы в опасении, уподобает ли ся и его погрешит или ни? — Ответ
Возражение, или разорение 18 вопросу и ответу
Вопрос, глава 19. Никон никого не оставил на своем месте, кто б на его месте чинствовал; каким же обычаем митрополит Крутицкой чинствует безопасно на месте патриаршеском? — Ответ
Разорение 19 вопроса и ответа
Вопрос, глава 20. Имеет ли Государь наш грех, что оставил овдовевшую Церковь Божию? — Ответ
Разорение 20-го вопроса и ответа
Вопрос, глава 21. И естли архиереи и боляре, которые не бьют челом и не приводят к тому Царя, чтоб учинил в том деле совершенной указ и исправление, имеют грех, потому что не дают совету чтоб было лутче. — Ответ
Разорение 21-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 22. Никон проклинает и выклинает ныне, важно ли его проклинание и достойно ли нам боятися клятвы его или нет, как он нас проклинает? — Ответ
Разорение 22-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 23. Подобает ли архиерею бить и ударить и в сылку ссылать, то все чинил Никон и не могся насытить мирскими людьми и духовных чинов всегда. — Ответ
Разорение 23-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 24. Тишайший Государь наш и всещасливейшой Царь вручил Никону, чтоб досматривал всяких судеб церковных; и се есть что подарил его всеми привилеи, которыя, велми почитаючи Констянтин Великий Папу Римскаго Селивестра, вручил ему, Папе, також и Никону на письме подал многие привилеи Государь Царь. – Ответ
Разорение 24-му вопросу и ответу
Вопрос, глава 25. Мощно ли Государю отобрать те привилеи одному кому дал бы? — Ответ
Разорение 25-го вопроса и ответа
Вопрос, глава 26. Никон бранил и бранит ныне, что учинил Государь Монастырской приказ и посадил на том судити мирских людей, и что наставляет по монастырем архимандриты и игумены, котораго он похочет. — Ответ
Разорение 26-го вопроса и ответа
Вопрос, глава 27. Один который называет мучителем велможнейшаго Царя нашего и смеет нарицати его несправедливаго обидетеля и хищника, что тому подобает по святым правилом? — Ответ
27-го — разорение
Вопрос, глава 28. Никон очищается, что не позвал его собор, чтоб сказал для чево покинул свой престол и то, что учинил неразсудимо. — Ответ
Вопрос, глава 29. Что есть менши: присяга или проклятие? Доведет ли ся нам присягать, а присягу должни есмы сохранять на всякое время или нет? Понеже Никон винит архиереов своих, что не воздержали присяги своей, учиненной пред ним, но отверглися от него и отлучилися от его послушания. — Ответ
Вопрос, глава 30. Проклял Никон болярина Семена Лукьяновича, потому что бутто собака его благословит, и бутто он принимал на себя особу благословляющаго человека. Есть ли достойно проклять ради того? — Ответ — Конец
Обвинения в новых обычаях
и разных винах
Патриарха Никона,
составленныя в 30 вопросах боярина
Семена Лукьяновича Стрешнева
и ответах на оные Газскаго митрополита Паисия Лигарида5
15 августа 1662 г.
Отписка к болярину Симеону Лукьяновичю Стрешневу митрополита Паисия Газскаго и на тридесят вопросов ответы нововых обычаев Никоновых бывшаго Патриарха Московскаго; в 171-м году.
Отписка
Светлейшему меж боляры и добродетельствующему и пристнейшему господину, господину Симеону Лукьяновичю Стрешневу, многолетное здоровье приветствуем. Се потружден по сим статьи вопросные ответ до пречестнейшей твоей светлости; Свидетеля имею всему зрителя истиннаго Бога, что я не хотел ни осуждения завидных людей того дела починать ведаючи, ни явную недружбу и неприятство иметь буду с Патриархом. Но понеже выучен от Иеросалимскаго началоучителя Христа того проповедати истину, так на стречах, как и в церковных местах на амвонех, постановил есмь дать сей мой ответ короткой, потому что как были короткия роспросныя статьи. Мне велми жаль того, что вашего языка не знаю, чтоб переводил тех речей, как я желаю, понеже переводчики з большой части того, чево не разумеют, отпускают или толкуют противу любви и воли своей, покрываючи прямую свою глупость. Бью челом тогда, чтоб твоя милость учинил радение прилежно, чтоб перевесть на руский язык или на латинский, чтоб я увидел сам ваших переводчиков толкование как е совершают; понеже непобедимое ваше и великое царство потребует таких мужей переводчиков, которыя и иных языков разум имели истинно и прямо и не пременне толковали совестне, и чтоб разсуждение чинили об тех делех, которыя пишутся верою и правдою. И то пускай будет полно теперече. А Господь Бог дал бы вашей честности многолетное здоровье и многолетствие и получил бы спасителное и благое прощение. Здравствуй с пречестнейших мужей высокорожденный господине.
Писано на Москве 15-го числа августа лета от рождения Христова 1662-го. Вашей преславной честности о всем богомолец ваш Ликаридиус.
Статьи распросные, которые даны суть митрополиту Паисию Газскому, чтоб противо их совершенный ответ и отказ дал Великому Государю Царю и Великому Князю Алексию Михайловичю, всея великия и малыя и белыя России самодержцу, чрез болярина его Симеона Лукьяновича Стрешнева.
Предисловие
Рече Господь наш Иисус Христос: Аз есмь путь и истана6 . Убо последующе Христа, отвещаю вам, яко проповедник истины на некоторые наши статьи и вопросы, которые омрачают очи мыслей наших, и будем имети мзду от мздовоздаятеля Бога и похвалу от христолюбивых людей, понеже возвращая душу от прелести, Спаситель именуется.
Ответ
Аще истина речется прение, наипаче кто утверждает истину, наживет на себя многия враги, яко предтеча Иоанн7 , аще обличил пребеззаконнаго Ирода для того, что он держал жену брата своего, еще суща живущаго, яко некия глаголют, еще и чад имел от Иродияды отроковицу и до конца погубил живот свой и тако и глава отсечеся. И на се все проповедник ангельский, и наипаче аще б и архиерей есть, должен бывает и тягость имети в душу свою, аще не будет являти истину и проповедать и глаголать пред царем не стыдяся. Свидетельствует сам пророк и царь он, что пел иногда: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя. Воистину ненависть, зависть и убийство родятся от правды; но ради истины и умер бы кто християнское дело есть и пресвято. Имеем перводиякона Стефана, еже есть рек: упрямые и непреклонные и необрезанные сердцем и ушесы8 , вы всегда супротив Святаго Духа супротивно говорите вы и отцы ваша. Тотчас укаменован есть, потому что не многие хотят слушать правды. Пилат когда услышал Христа глаголющаго, Который есть истинная правда: ради Того и я пришел на сей свет, чтоб свидетелствовал о правде; всяк, который есть правды слушает, слуг моих спросит9 , что есть правда, и того б я вышел вонь и не дожидался ответу, что то есть правда. Не на ино как самаритянка, которая как услышала: пять мужей ты еси имела и ныне котораго имеешь несть твой муж, что истинну правду сказал, и тотчас переменила слова свои и ответу не учинила на помянутые слова, толко здумала где б поклонения чинить. Всяк лице свое отвращает, как ему правду говорят, а как то лестиш, всяк любит. Я хощу правду говорить и умру для правды Божии. Назад >>>
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Следующая >>>
Ссылки:
1 РГАДА. Ф. 27. Д. 140. Л. 2–1039. назад
2 Вопросы-обвинения в новых обычаях и разных винах Патриарха Никона, составленные в 30 вопросах боярина Семена Лукьяновича Стрешнева 15 августа 1662 г. назад
3 Отписка к боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу на тридесят вопросов ответы Паисия митрополита Газского, данные в 171-м году (1663 г. от Рождества Христова). назад
4 Написаны Святейшим Патриархом Никоном и представлены Собору 1666 г. назад
5 Печатается с сохранением пунктуации и орфографии источника.
назад
6 Против на поле пом.: Иоанн. 11.
назад
7 Противу пом.: Матф. 11.
назад
8 Помета: Деян. 7.
назад
9 Помета: Иоанн. 3.
назад
|