Богословские труды, сб. 23, М., 1982, стр. 154—199;
сб. 24, М., 1983, стр. 139—170.
К 300-летию со дня кончины Патриарха Никона
Протоиерей Лев ЛЕБЕДЕВ
ПАТРИАРХ НИКОН
Очерк жизни и деятельности
«Вечно, Святителю, с Богом пребывай,
И нас, чтущих имя святое твое, поминай,
Предстоящи пред Престолом Господа Бога,
Да и нам преподается милость Его многа».
(Надпись на стене в приделе,
где похоронен Патриарх Никон.)
вятейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси, — одно из самых великих явлений Русской и Вселенской Церкви, отечественной и мировой истории и культуры. Значение его до сих пор не вполне осознано по ряду определенных объективных причин.
В XVIII—XIX вв., в период становления и развития нашей исторической науки, имя Никона слишком тесно связывалось с его борьбой против абсолютистских притязаний царского самодержавия на господство в церковных делах. Эта борьба привела в 1666 году к возникновению знаменитого судебного «дела» Патриарха; его лишили сана, сослали в заточение в монастырь. И хотя в конце жизни он был возвращен из ссылки, а затем разрешен и восстановлен в патриаршем достоинстве, русская монархия, начиная с Петра I, сохраняла к нему отрицательное отношение. Предвзятый судебный процесс создал определенную официозную версию о личности Никона, умышленно искажавшую его духовный облик. Эта версия без особых изменений перекочевала затем в труды таких видных историков, как С. М. Соловьев, митрополит Макарий (Булгаков) и др., которые жили и писали в условиях той же монархии и насильственно лишенной Патриаршества «синодальной» Церкви.
Скачать полностью в формате Word >>>
От оцифровщика.
Сканировавший и корректировавший выставленные на сайте труды Ундольского, протоиерея Льва Лебедева, М. В. Зызыкина сначала сдержанно, даже негативно относился к личности Святейшего Патриарха Никона. Имел значение официально-цензурный взгляд на его личность в синодальную эпоху. Однако познакомившись с вышеупомянутыми трудами, оцифровщик полностью пересмотрел свое отношение к покойному Патриарху Никону, проникся глубоким почтением к его гению. Достоинством упомянутых трудов считаю то, что они стремятся дать объективную оценку личности гонимого Патриарха, объективно описать эпоху, положение Церкви в государстве того времени, а не делают упор на то, в чем обвиняли Никона его враги. Поэтому, низко склоняясь перед величием личности Святейшего Патриарха Никона, предпринял труд по оцифровке и корректировке этих трудов. Полностью посвящая свой скромный труд светлой памяти Патриарха-исповедника, сам оцифровщик предпочитает остаться в тени.
Однако уверен в наличии пропущенных при оцифровке ошибок, особенно в труде М. В. Зызыкина с сохранением дореволюционной орфографии. Если обнаружите ошибки, буду благодарен за сообщения nick56[]rambler.ru.
Читать по главам: |