История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Достопримечательности Фрески Дионисия Фрески Дионисия. Всероссийский проект Новый вектор современной культуры. Владимир Шеховцев

НОВЫЙ ВЕКТОР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ. ВЛАДИМИР ШЕХОВЦЕВ


Воистину жизнь человеческая полна обжигающих противоречий. В наше свистящее от бешеных скоростей и бешеных денег время, «благоухающее» ароматами новоявленной «сладкой парочки»: олигархи – бомжи, в потоке всеобщей коммерциализации как прямое противостояние всему этому, в жёстоком стыке с ним рождаются и живут импульсы культуры, в основе которой углублённая созерцательность, подвижничество и высочайший профессионализм.

Да простит мне читатель столь пафосное начало. Речь идёт о набирающем известность в России и за рубежом просветительском проекте «Свет фресок Дионисия – миру». А кто такой Дионисий? – спросит неискушённый читатель. К сожалению, немногие, исключая художников, искусствоведов и музейных работников, знают, что Дионисий – великий русский иконописец второй половины XV века. Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, он наряду с гениями русской средневековой культуры Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублёвым олицетворяет собой Золотой век иконописи на Руси XIV–XV веков. Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственный в России памятник с полным циклом росписей, сохранившийся в своём первозданном виде до наших дней. Они вошли в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России, занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Проект, о котором идёт речь, является универсальным, он включает в себя выпуск альбома «Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого» и других изданий, фотографическую экспозицию «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV–XV вв.», просветительскую программу. Автор проекта, известный московский фотохудожник и издатель Юрий Холдин разработал и создал неповторимый материал – свыше 500 фотографических композиций архитектурного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, его природного и социального контекста.

Новая концепция съёмок и показа фресок уникальна для мировой музейной и книжной практики, она обеспечила недостижимое ранее качество и целостность их восприятия. По сути, это открытие фресок Дионисия обществу в современном изобразительном формате.

Книга «Сквозь пелену пяти веков», вышедшая в свет в год 500-летия стенописи, стала откровением для ценителей древнерусского искусства. В ней наряду с пейзажами, портретами, жанровыми сюжетами, создающими образ Северной Фиваиды, представлен полный цикл фресок (около 300 композиций). Больше того, удалось создать целостное сюжетно-образное повествование, которое конгениально передаёт светоносность фресковой живописи, её духовную мощь. Это художественный альбом нового поколения. Он продиктован единой авторской волей и открывает собой новый этап осмысления знаменитых росписей. Книга стала частью национальной экспозиции на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 2003 году и была удостоена Всероссийской премии в номинации «Книга – событие года».

О проекте заговорили. Искусствоведы, журналисты, критики, в их числе и автор этой статьи, отметили новизну креативной идеи и эталонный характер работы мастера фотографии и издателя. Среди публикаций появились восторженные отзывы об альбоме и серьёзные аналитические статьи в журналах «Обсерватория культуры», «Библиотековедение» и других изданиях. Выступавшие на «Радио России», радио «Радонеж», на канале ТВЦ говорили о том, что впервые в мировой книжной практике вышел в свет альбом, не иллюстрирующий фрески Ферапонтова монастыря, а создающий уникальную возможность войти в их мир. Были публикации и иного рода. Так, в вологодской газете «Красный Север» можно было встретить безграмотные статьи, одна из которых называлась «Светлый мир Дионисия – мир до грехопадения».

Это, конечно, из области курьёзов, скажет читатель-скептик, но ведь альбом недёшев, и познакомиться с фресками Дионисия смогут сравнительно немногие. Стало быть, это элитарная затея, доступная только для знатоков и продвинутых «новых русских»?

Нет, это не так. Суть дела в том, что наконец-то стало возможным видеть и изучать весь цикл росписей художника вне стен собора. В настоящее время готовится передвижная фотографическая экспозиция «Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи XIV–XV вв.», подготовлены к печати более доступные издания на основе высокопрофессионального материала. Проект, кроме всего прочего, поможет понять, что современники великого мастера точнее, чем многие наши искусствоведы, оценивали масштаб его творчества, называя Дионисия «мудрым», «пресловущим паче всех в таковом деле», «началохудожником живописания» на Руси.

Метод и новизна разработок Юрия Холдина лежит в области искусства фотографии, цветоведения, постановочной интерьерной съёмки при естественном дневном освещении с правильной цветопередачей, с учётом особенностей композиций иконописца. Из-за известных сложностей музеи всего мира осуществляют фотосъёмку подобных объектов в ночное время при искусственном освещении, что искажает восприятие пространства и образов. Эти недостатки были присущи и итальянской фотовыставке, посвящённой фрескам Джотто в Падуе, показанной в нынешнем году в Москве и других городах мира.

Фотохудожнику удалось решить эти проблемы. Он создал композиции, которые передают световоздушную среду, особенности фресковой живописи и архитектуры, цвет адекватно оригиналу, фактуру; и всё это без чёрных окон, искажённых теней и пространств.

Это интересно, но хотелось бы, возражает читатель-скептик, получить ответ на вопрос: то, что делает Холдин при съёмке пространственной фресковой иконописи, – это «фотофиксация», буквальная репродукция или нечто иное? На этот вопрос точно ответил искусствовед Сергей Паршин: «Это авторское истолкование… реконструкция того художественного и духовного переживания, которое произошло у автора от встречи с творчеством Дионисия… образ – образ духовного путешествия, паломничества, совершаемого – через пять столетий после создания ферапонтовских фресок» («Библиотековедение», 2004, № 1). А от себя добавлю: в строгих рамках богословского канона в соответствии с принципами обратной перспективы. Фотохудожник отказался от позиции фотографа-репродукциониста, его работы взорвали традицию «фотофиксации» – бездушного механического воспроизведения фрагментов и деталей. Иными словами, мы имеем дело с новым качеством изобразительного материала и зрительского восприятия. Впервые в мировой практике «автор взял на себя смелость сделать художественный перевод фресковой живописи и архитектуры на язык искусства фотографии, искусствоведчески интерпретировать огромный фресковый ансамбль, включив его в своё произведение, раскрывающее своеобразие русской культуры, и справился с этой задачей».

Зритель словно совершает паломничество к Святым местам России, погружается в атмосферу собора Рождества Богородицы, пронизанного светом цветного трёхмерного пространства. Он видит свет, воздух, изображения на общих и крупных планах и даже ощущает микроструктуру (фактуру) фресок, мазок мастера. В обычной обстановке, без специального оборудования, за время, отведённое для обозрения в соборе (10–15 минут), детально рассмотреть сотни композиций художника, расположенных в сложном пространстве средневекового храма и на большой высоте, практически невозможно. Отныне мы получаем недостижимую в самом музее возможность увидеть фрески так, как их видел сам Дионисий. Произошло усиление духовного воздействия фресок и колоссальное расширение аудитории.

Просветительская составляющая проекта предусматривает проведение круглых столов, творческих встреч и мастер-классов, цель которых – серьёзный разговор специалистов и критиков о проблемах фотографии – одного из основных визуальных искусств нашего времени, о болевых точках в сфере книгоиздания, искусствоведения и музейного дела, перспективах в осмыслении древнерусского искусства, о культурологических проблемах. Думается, это позволит преодолеть катастрофическую «зашлакованность» отечественного книжного рынка ремесленно-коммерческими поделками, выйти на более высокий уровень книгоиздания, а также решить целый ряд прикладных задач.

Проект «Свет фресок Дионисия – миру» поддержан Администрацией Президента Российской Федерации, Министерством культуры и массовых коммуникаций. Среди партнёров фирма «Кодак», что позволяет применять передовые разработки в области фотографии. Главным информационным спонсором выступает «Литературная газета».

Проект отвечает коренным потребностям современной культуры с её широким информационным полем, опорой на новейшие технологии и на глубинную национальную традицию с её жаждой целостности. Выставка и альбом представляют не только исторический интерес, они являют собой один из импульсов формирования вектора современной культуры.


Владимир ШЕХОВЦЕВ, критик, научный редактор Новой Российской энциклопедии


Литературная Газета. № 40, 6-12 октября 2004 г.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group