алактион Белозерский, блаженный, Христа ради юродивый, местно чтимый святой Ферапонтова монастыря, † 1506. Память 12/25 января.
О блаженном Галактионе мало известий, часть их содержится в Житии его духовного наставника – преподобного Мартиниана. Родом белозёр, в молодости был на военной службе, затем пришел в Ферапонтов монастырь, где принял монашеский постриг. На подвиг юродства его благословил прп. Мартиниан. Святому старцу блаженный был предан до конца, и когда тот стал немощен по старости, носил его в церковь. Блаженный не имел своей кельи, ночевал, где придется, питался тем, что давали ему из жалости. После церковной службы он обычно следовал за кем-нибудь из старцев в его келью, а если старец не замечал его и закрывал дверь, то оставался до утра под дверью на помосте или на голой земле. Братия, видя святую жизнь его, записали свидетельства его прозорливости.
Так, блаженный предсказал, что у бездетного Великого князя Василия III родится сын, и что он покорит Казань. Когда Василий III в 1506 г. послал войско под началом брата Дмитрия Ивановича, и поход закончился неудачей, Галактион – в прошлом воин – сказал, что еще не раз великий князь будет воевать против Казани, но безуспешно, и только “богодарованный сын” овладеет Казанским царством. Родился наследник уже после кончины блаженного, а когда он в свои 22 года покорил Казань в 1552 г., вспомнили о словах юродивого. Сам Иоанн Грозный милостиво относился к Ферапонтову монастырю, часто жаловал щедрые дары, побывал здесь дважды: после своего венчания на царство и после казанской победы.
Записано также предсказание о пожаре, случившемся в обители в 1489 г. Хваля новую трапезную, братия услышала от юродивого: “добра, добра, да недолговечна”. На следующий день случился опустошительный пожар. Сгорела новая трапезная и большинство построек. Во время пожара блаженный, узнав, что в келье архиепископа Иоасафа (Оболенского) хранилось некое сокровище, бесстрашно вошел в бушующее пламя, осенив себя крестным знамением, и вынес это сокровище. Владыка Иоасаф хранил какую-то родовую драгоценность для монастырского строения. После пожара на средства, спасенные юродивым Галактионом, был построен в 1490 г. каменный собор Рождества Богородицы и расписан древнерусском иконописцем Дионисием.
Кончина юродивого наступила ок. 1506 г., о чем он сам предсказывал, как предсказал и смерть своего друга, просфорника Саввы. Когда брат Савва посетил болящего Галактиона и начал сокрушаться о нем, блаженный сказал: “не скорби, брат, обо мне, в восьмой день пойдешь за мной”. Савва не понял смысла сказанного и поведал братии, а вскоре разболелся и на восьмой день умер. Монахи похоронили обоих около звонницы, на месте которой в XVII в. была построена колокольня. Место захоронения оказалось под папертью собора ближе к колокольне, но точно неизвестно, где именно. Память блаженного Галактиона чтится в тот же день, что и память прп. Мартиниана – 12/25 января.
Литература: Житие и подвиги преподобного отца нашего Мартиниана. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Под ред. Прохорова Г.М. СПб., 1993. Изд. Глагол. С. 274; Книга, глаголемая описание о российских святых, изд. графом М.Т.Толстым. ЧОИДРЛ. 1887. Вып. IV. С. 143; Степенная книга. М., 1775. Ч. II; Бриллиантов И.И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899.
(с) Е.Стрельникова
|