ассиан Грек (Константин Мангупский, Макнувский), преподобный, постриженник Ферапонтова монастыря. † Ок. 1504 г. Память 2/15 октября и 21 мая/3 июня.
Греческий князь Константин Макнувский, или Мангупский (от Макнув или Мангуп-Кале в Крыму), прибывший в Россию в свите невесты великого князя Иоанна III Васильевича – Зои (Софьи) Палеолог, дочери морейского деспота Фомы, племянницы византийского императора. В 1472 г. Софья с многочисленным посольством из знатных греков и итальянцев отправилась из Рима в Москву, чтобы сочетаться браком с Иоанном III. В свите царевны прибыл и князь Константин, которого князь Иоанн желал одарить, как и прочих из свиты. Ему предлагались “грады с волости на кормление”, но князь отказался. Он оставался при дворе московского князя и вел скромную жизнь. Через несколько лет князь Константин был назначен владычным боярином к архиепископу Ростовскому Иоасафу (Оболенскому). В обязанности владычного боярина входили, главным образом, судебные дела в епархии – это была должность светского архиерейского чиновника. В Ростове князь сблизился с владыкой Иоасафом, также родом из князей.
Летом 1489 г. архиепископ Иоасаф ушел на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал и князь Константин. Ведя вполне иноческую жизнь, он, тем не менее, не принимал монашеского пострига, пока ему в видении не явился преподобный Мартиниан (по “Угличскому летописцу” – Ферапонт), который повелел принять постриг. Князь стал спорить, тогда преподобный поднял жезл и замахнулся. В страхе проснулся князь Константин и, призвав старцев, упал в ноги, прося постричь его. По повелению архиепископа, его облекли в ангельский образ и нарекли Кассианом. Вскоре прп. Кассиан своими подвигами превзошел многих иноков.
В Ферапонтовом монастыре инок Кассиан пробыл немногим более года и отправился в княжество своего друга – князя Угличского Андрея Васильевича Горяй, брата Иоанна III. В 23 верстах от Углича, при впадении в Волгу речки Учмы, он поселился со своими спутниками – несколькими иноками Ферапонтова монастыря, основав Учемскую Кассианову пустынь. В 1504 г. (по иным сведениям в 1509 г.), предузнав свою кончину, прп. Кассиан собрал братию и дал им последнее наставление. На погребение Учемского подвижника собралось множество народа не только из ближайших сел, но и из Углича. Житие преподобного Кассиана было составлено ок. 1560 г. угличским иноком Сергием, записавшим рассказ самовидца Силуана, старца Ферапонтова монастыря. Служба составлена в 1686 г. Михаилом Пименовым, сыном московского священника. Мощи преподобного покоятся под спудом.
Литература: Житие преподобного Кассиана Угличского. Жития русских святых. Коломна, 1993. Кн. IV; Сентябрь–октябрь. Изд. Св.- Троицкого Ново-Голутвина монастыря. С. 328–342; Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, и основанная им Учемская пустынь. [Углич], 1905; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стлб. 285–286.
(с) Е.Стрельникова
|