артиниан Белозерский, преподобный, 1398–1483, основатель Спасо-Преображенского монастыря на озере Воже, строитель и духовный наставник Ферапонтова монастыря, один из ближайших учеников преподобного Кирилла Белозерского, повествователь его жизнеописания для составления Жития. Память 12/25 января (преставление) и 7/20 октября (обретение мощей).
Родился в крестьянской семье Стомонаховых, в дер. Березники Сямской волости, что на западном берегу Кубенского озера. В крещении наречен Михаилом. Родители отроком привели Михаила к преподобному Кириллу Белозерскому для обучения грамоте. Он же, увидев старца, пал ему в ноги, прося: “Возьми меня, господине, к себе”. Преподобный Кирилл с радостью принял отрока, провидя его будущее, и отдал в научение опытному учителю Алексею Павлову, монастырскому дьяку. Даровитый отрок удивил всех своими успехами, легко преодолев трудный период обучения грамоте. После этого он был приведен к преподобному и принял от него иноческий постриг с именем Мартиниана. Видя духовное усердие новопостриженного, святой Кирилл сделал его своим ближайшим учеником и оставил жить у себя в келье. Имея перед собой высочайший пример монашеских добродетелей, Мартиниан достойно проходил путь поста и молитвы. Видя в нем большие способности, старец велел продолжать занятия книгами. Одним из его послушаний была переписка священных и богослужебных книг, кроме того, он трудился в хлебне и поварне. Со временем его рукоположили во иеродиакона, а затем во иеромонаха и позволили жить в отдельной келье. Своими трудами он снискал любовь всей братии.
После кончины прп. Кирилла (1427 г.) иеромонах Мартиниан удалился на 100 верст от монастыря, где уединился на безлюдном острове озера Воже, и там начал подвиг безмолвия. Через некоторое время к нему стали стекаться те, кто желал монашеской жизни и, уступая просьбам, он основал общежительную обитель, где провел несколько лет. Общими трудами иноков была сооружена Преображенская церковь. Однажды прп. Мартиниан отправился на богомолье, и братия Ферапонтова монастыря встретила его с великой честью, а впоследствии уговорила принять игуменство (1435–1447). Преподобный привел Ферапонтов монастырь в цветущее состояние.
Во время усобицы за великокняжеский престол прп. Мартиниан оказал поддержку Великому князю Василию II Васильевичу (Темному), чей престол захватил Дмитрий Шемяка. Князь Василий был ослеплён и сослан в Углич, затем он получил в удел Вологду. Ферапонтов и Кириллов монастыри встречали князя, воздавая ему почести, не как удельному князю, а как державному правителю. Игумены Мартиниан и Трифон благословили Василия II на защиту своего престола, сняв клятву крестного целования. Шемяка, не поддержанный Церковью, потерял сторонников и бежал из Москвы в Галич, затем в Новгород, где был отравлен своим поваром. Возвратив великокняжеский престол, Василий Васильевич вызвал Мартиниана в Москву и назначил его игуменом Троице-Сергиевой обители, а также избрал своим духовным отцом.
Через 8 лет преподобный, созвав братию и дав ей последние наставления, возвратился в 1455 г. в родные северные места, на Белоозеро в любимую Ферапонтову обитель. Несмотря на преклонные годы, он показал такие подвиги, что все дивились его усердию. Братия уговорила старца взять на себя попечительство о монастыре, быть строителем. И еще 20 лет он трудился в должности строителя. В 1465 г. иноки построили новую церковь Рождества Богородицы, возле нее и похоронили прп. Мартиниана в 1483 г. – на 86-м году от рождения, 70 из которых он провел в монашеском подвиге, последние годы – в схиме. Через 30 лет в 1513 г. мощи прп. Мартиниана были обретены нетленными, при погребении его ученика Иоасафа (Оболенского) архиепископа Ростовского.
Канонизация преподобных Ферапонта и Мартиниана состоялась после Московского Собора 1547 г., когда игумен монастыря Гурий привез святителю Макарию, митрополиту Московскому, житие и свидетельство святости преподобных, составленное иноком Матфеем. Над местом погребения святого в 1641 г. возвели каменную церковь-усыпальницу. Мощи находятся по спудом в нише с северной стороны, над погребением устроена деревянная рáка 1646 г., с резьбой и золочением. Церковь преподобного Мартиниана была одним из самых почитаемых мест в монастыре. В алтаре хранились полотняные ризы преподобного (находятся в музее), его посох и рукописное Житие. Три книги, написанные рукой прп. Мартиниана, хранятся в Русском музее и Национальной библиотеке в С.-Петербурге. Из учеников и постриженников прп. Мартиниана наиболее известны: блаженный Галактион Белозерский, архиепископ Ростовский Иоасаф, епископ Пермский и Вологодский Филофей.
Литература: Житие и подвиги преподобного отца нашего Мартиниана. Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Под ред. Прохорова Г.М. СПб., 1993. Изд. Глагол. С.234–309; Бриллиантов И.И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Шевченко Е.Э. Книжник XV в. Мартиниан (Кириллов, Вожеозерский, Ферапонтов и Троице-Сергиев монастыри). Книгописные центры Древней Руси. Л., 1990.
(с) Е.Стрельникова
|