икон (Никита Минов), Патриарх Московский и всея Руси, 1605–1681. Отбывал ссылку в белозерских монастырях в 1666–1681 гг., местно чтимый святой.
Родился в селе Вельдеманове Нижегородской губернии. Рано потеряв мать, 12-летний Никита поступил послушником в пустынь Макария Желтоводского, но по зову отца вернулся. По настоянию семьи женился и вскоре принял сан священника. Слава о пастырских добродетелях и благочестивой жизни молодого иерея распространилась до Москвы, куда он перебрался на 22-м году жизни. Похоронив троих малолетних детей, он уговорил супругу разойтись по монастырям. Для себя отец Никита избрал пустынный Анзерский скит Соловецкого архипелага на Белом море, где был пострижен в монашество с именем Никон.
Через 4 года иеромонах Никон оставил Соловецкий монастырь и отправился в Кожеезерскую пустынь. Когда Никон и его спутник плыли в лодке, началась буря, и путешественники едва не погибли. В память о своем спасении Никон дал обет построить монастырь на острове Кий, где лодку прибило к берегу. Устав Кожеезерской обители был общежительный. Желая большей строгости, подвижник, испросив благословение игумена, уединился на острове. После смерти настоятеля братия уговорила Никона стать игуменом. Свой обет основать монастырь он исполнил, когда стал Патриархом, в 1656 г. на острове Кий был основан Крестный монастырь. Юный государь Алексей Михайлович, прослышав о постнических и молитвенных подвигах игумена Никона, повелел представить его ко двору. Вскоре Никон стал архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и особой, близкой к царю, – его “собинным” другом, а позже восприемником царских детей. Находясь вблизи царя, архимандрит Никон горячо ходатайствовал за бедных, вдов и сирот, искавших правосудия. Через Никона шли к царю челобитные.
В 1649 г. митрополит Новгородский Афония ушел на покой, его место по выбору патриарха и Собора занял архимандрит Никон. В 1652 г. митрополит Никон отправился в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа (Колычева), умерщвленного в 1570 г. опричником Малютой Скуратовым. На обратном пути, везя святые мощи, Никон сделал остановку в Ферапонтовом монастыре, куда прибыл царский гонец с вестью о кончине патриарха Иосифа, произошедшей 15 апреля 1652 г. Новым патриархом избрали Никона.
Став Патриархом, Никон провел ряд мер в отношении церковного устроения, отдававших предпочтение греческому авторитету перед русской стариной. Это вызвало немалое смятение в разных слоях общества. Вскоре Патриарх впал в немилость, чему способствовала боярская знать, которой не по душе оказалась строгость святителя к ее нравам. Не имея согласия с царем, Никон удалился из Москвы на реку Истру, в основанный им Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. 8 лет Церковь вдовствовала. В 1666 г. был созван Собор, разрешивший размолвку глав церковной и светской властей. 12 декабря с предстоятеля Русской Православной Церкви был снят патриарший сан. Местом ссылки Никона назначили древний Ферапонтов монастырь на Белоозере. Увозили опального Патриарха торопливо, боясь смуты, прежде остановок посылали вперед стрельцов, чтобы разгонять народ. 21 декабря ссыльный был доставлен в Ферапонтов монастырь. С этого момента для патриарха началась жизнь скорбного изгнанника. Ему приходилось терпеть притеснения охраны, издевательства пристава, лукавство игумена и казначея, обиды от монахов.
Поначалу, за неимением помещений из-за произошедшего накануне сильного пожара, опального поместили в больничных кельях. Позже ему разрешили построить свою келью. Поскольку общение с братией обители ему не дозволялось, то по указу царя Алексея Михайловича надвратная Богоявленская церковь стала домовым храмом патриарха. К ней примыкала келья, в которой, по преданию, и жил Никон некоторое время, пока строилась его келья у Водяных врат. Ферапонтовская ссылка длилась 10 долгих лет. Несколько человек из окружения патриарха последовали за ним в изгнание. Через некоторое время из-за сильных притеснений иные из них стали просить разрешения вернуться в Москву, иных удалили или сослали. Особенно жестоко обходились с патриархом приставы. Окна кельи заковали решеткой, приставили караул, не разрешали выходить и никого не впускали. Послабления в режиме сменялись новыми строгостями. Доносы следовали один за другим. Началось новое “Дело о патриархе Никоне”, по которому в 1676 г. Святейшего перевели в Кирилло-Белозерский монастырь – по сути, на тюремное положение. К нему приставили двух монахов для надзора, которые должны были за ним следить даже в церкви. В жестоких притеснениях прошли еще 5 лет заключения.
В 1681 г. сын Алексея Михайловича царь Федор Алексеевич, крестник Никона, написал в Кириллов собственноручное письмо, в котором величал Никона патриархом, обещая скорое освобождение. Но патриарх был уже тяжко болен. За день до приезда гонца в Кириллов Никон стал собираться в дорогу. Несмотря на слабость, он выслушал царский указ стоя. Ему возвращалась свобода и разрешалось вернуться в Воскресенский монастырь. Было лето, но патриарха везли к пристани на санях, там пересели в струги. У Толгского монастыря под Ярославлем 17 августа 1681 г. патриарх Никон почил на 77-м году жизни после 15-летнего заточения. Тело его было перевезено в Новый Иерусалим. Несмотря на теплое время года, тело за 10 дней не подверглось тлению. Гроб везли в Москву на дрогах, по пути духовенство выходило навстречу траурному шествию. На торжественные похороны приехал царь с семейством и боярами. Дубовый гроб с телом переложили в мраморную гробницу, устроенную в Воскресенском соборе, в приделе Иоанна Предтечи.
С патриархом Никоном связаны многие памятные места в Ферапонтове, в том числе деревня Лещёво, основанная им на пустоши. Особенный интерес представляет рукотворный остров на Бородаевском озере. Святейший со старцами свозил на плотах большие камни и складывал их в форме креста, в центре которого установил деревянный крест. На остров он уединялся для молитвы. Крест был изъят в числе других предметов, на которых была надпись, именовавшая Никона патриархом. В начале XX в. сестры женской обители вновь установили Крест на острове. К 600-летию Ферапонтова монастыря каменный остров был возобновлен, на нем установлен новый Поклонный крест в память Святейшего изгнанника.
Из вещей патриарха Никона сохранились стол и кресло из надвратных церквей, а также стул-кресло, который ссыльный святитель взял с собой в Кириллов монастырь. На подлокотнике была сделана надпись, сообщающая, что кресло сделано в марте 1668 г. “смиренным Никоном патриархом в заключении за слово Божие и за святую Церковь в Ферапонтове монастыре в тюрьме” (находится в музее).
Поместный Собор Российской Православной Церкви 1918 г. признал недействительным постановление духовного суда 1666 г., лишившего сана патриарха Никона. В некоторых книгах до синодального периода патриарх Никон значится местно чтимым святым, а в некоторых упоминаются его нетленные мощи.
Литература: Бриллиантов И.И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Гиббенет И. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1882; Лебедев Лев, протоиерей. Патриарх Никон: Очерки жизни и деятельности. Богословские труды. Вып. 23. М., 1982; Вып. 24. М., 1983.
(с) Е.Стрельникова
|