МИТРОПОЛИТ СПИРИДОН-САВВА
ыдающийся церковный деятель второй половины ХV — начала ХVI века Спиридон-Савва последние годы своей жизни провел в Ферапонтовом монастыре, где около 1503 года и был похоронен. Биографические данные о нем отрывочны. Наиболее раннее известие записано под 1476 годом в Типографской летописи: “Того же лета прииде из Царяграда в Литовьскую землю митрополит, именем же Спиридон, а родом тверитин, поставлен по мзде патриархом, а повелением турскаго царя”.
То, что митрополит был поставлен патриархом Константинопольским, повлекло за собой большие пререкания в разных слоях общества. В 1470-х годах шла ожесточенная борьба за митрополию “всея Руси” между Московским и Литовским митрополитами. Владыка Спиридон, выступив в качестве третьего претендента, получил от Константинопольского патриарха Рафаила посвящение в этот сан. Прибыв в 1476 году в Литву, он, однако, был посажен королем Казимиром в заточение; в 1483 году он приехал в Москву.
Когда и при каких обстоятельствах митрополиту Спиридону удалось освободиться из заточения и перебраться на Русь, остается неизвестным. В Москве к его притязаниям на Киевскую (всероссийскую) митрополию отнеслись тоже отрицательно. Надежда на помощь великого князя Иоанна III не оправдалась. Поставление в митрополиты “в области безбожных турков поганскаго царя” расценивалось тогда так же, как поставление в Риме “от латинян”. Вскоре по прибытии на Русь, между 1483 и 1503 годами, он оказался в ссылке в Ферапонтовом монастыре.
Митрополит Спиридон был высокообразован, прекрасно владел пером. В Ферапонтовом монастыре он написал наиболее известный публицистический и богословский труд “Изложение о православной истинней нашей вере”, посвященный описанию семи Вселенских Соборов и обличению на них ересей. Не скрывает автор и своего отношения к полемике с еретиками, подчеркивая при этом приверженность православию и предавая проклятию еретиков. В “Изложении” митрополит упоминает о своем поставлении и изгнании.
Здесь же, на Белоозере, около 1503 года им было завершено житие Зосимы и Савватия Соловецких. Составлением его занимался бывший соловецкий игумен, Досифей, ученик преподобного Зосимы. Благословил его на этот труд архиепископ Новгородский Геннадий, который был учеником преподобного Савватия еще на Валааме. Досифей написал о том, чему сам был свидетелем, что запомнил из рассказов учителя и записей, сделанных под диктовку преподобного Германа Соловецкого. Но записки эти пропали, и Досифей восстанавливал их по памяти. Не считая себя писателем, он стыдился явиться со своим трудом к владыке Геннадию и, направляясь в Москву по делам монастыря, заехал в Ферапонтову обитель. Здесь он обратился к митрополиту Спиридону за помощью, прося удобрить “грубое писание”.
В том виде, который житию придал владыка Спиридон, игумен Досифей и отвез его к архиепископу Геннадию. Тот похвалил соловецкого биографа за то, что он нашел такого искусного излагателя. Рукопись Досифея Спиридон, видимо, дополнил, расспросив соловецкого игумена — об этом говорит приписка в рассказе об одном из чудес: “Се поведа священноинок Досифей”.
Архиепископ Геннадий видел в митрополите Спиридоне не только искусного писателя и большого знатока церковной литературы — он его ценил, “понеже бе муж мудр, измлада извыче и добре умея божественная писания новая и ветхая”, и называл его “столп церковный”.
Третий значительный труд, под названием “Послание о Моно маховом венце”, тоже приписывается исследователями митрополиту Спиридону. Он создавал его, будучи уже 90-летним старцем. В книге собраны данные о происхождении династии русских великих князей. Начиная рассказ с потомков Ноя, Спиридон проводит генеалогическую связь предков великого князя Василия III с римским императором Августом через Пруса, будто бы родственника Рюрика. В “Послании” приводится известие о том, что Владимир Мономах получил царский венец от византийского императора, и тем самым доказывается древность и законность владения русских князей царскими достоинствами.
Василия III он называет, как и Владимира Мономаха, “вольным самодержцем и царем”, то есть так, как в официальной практике того времени они еще не назывались. Свое изложение Спиридон до полнил родословием литовских князей, поставив их по происхождению значительно ниже русских. В центре повествования оказались и тверские князья, деятельность которых митрополит определяет как ведущую в общерусских событиях ХI века. Эту особенность произведения можно отнести к происхождению автора — “тверитин”, в последующих редакциях эта часть была устранена.
"Послание" было написано в ответ на запрос какого-то очень влиятельного лица, имя которого не сохранилось. Автор записал об этом так: “Потребовал еси от нас своим писанием и нашими чернецы”. Видимо, некто обратился сам письменно и через ферапонтовских монахов. “Послание” легло в основу “Сказания о князьях владимирских”, которое широко использовалось в политической практике русского централизованного государства ХVI века.
В “Послании о Мономаховом венце” автор называет себя двойным именем: “Спиридон, рекомый Сава глаголемый”. Второе имя, вероятно, получено им при пострижении в схиму. По другим произведениям он известен как Спиридон. Летописи тоже называют его Спиридоном.
Среди скупых известий об обстоятельствах жизни опального митрополита в Ферапонтовом монастыре есть упоминание, что все необходимое он делал своими руками, чтобы никому не быть в тягость. Утешал же себя тем, что и апостолы претерпевали унижение.
Скончался митрополит Спиридон-Савва в 1503 году. Его имя записано в древнейшем синодике Ферапонтова монастыря ранее имени великой княгини Софьи, умершей в 1503 году. Похоронен владыка на монастырском кладбище Ферапонтова монастыря — в каком месте, неизвестно.
(с) Е.Стрельникова, село Ферапонтово
|