СТАРЕЦ ВАРЛААМ—ДОБРОПИСЕЦ
(память 4/17 июля)
ХV и ХVI веках заволжские монастыри славились просвещенными иноками и богатством библиотек. Особую известность получил Кирилло-Белозерский монастырь. Ферапонтова же обитель в пору своего расцвета отчасти разделяла его славу в этом отношении, особенно при преподобном Мартиниане, который, следуя своему учителю, смотрел на занятие книгами как на одно из важнейших послушаний. По словам жития преподобного Ферапонта, многие в монастыре занимались книжным рукоделием: “Инии книзи пишут, друзии книгам учатся”.
Здесь не только писались и переписывались книги, но и, начиная с ХV века, собирались более древние рукописи. Так, например, Новгородский архиепископ Геннадий в упомянутом выше послании Ростовскому владыке Иоасафу спрашивал, имеются ли в Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом или Спасо-Каменном монастырях нужные ему книги, которых не оказалось в Новгороде, и просил их прислать.
Возможность составлять собственные сочинения, подобные тем, какие выходили из-под пера митрополита Спиридона-Саввы, свидетельствует о том, что в Ферапонтовом монастыре была богатая библиотека.
О мастерстве здешних монахов говорит, например, более поздняя грамота, 1641 года, митрополита Ростовского Варлаама игумену Кирилло-Белозерского монастыря Антонию, вопрошающая о старцах “житием воздержательных и крепкожительных и грамоте гораздых”. В тексте первым среди белозерских монастырей назван Ферапонтов. "Добрых старцев” тех на присылать к великому князю Михаилу Феодоровичу в приказ Большого Дворца, и велено их не таить. Если же старцев утаят, писал митрополит, а после они объявятся, то быть виновным от князя.
Большая часть известных когда-либо ферапонтовских рукописей относилась к ХVI веку.
Тех из монахов, кто достиг немалого искусства в писании книг, именовали “доброписцами”. Таков был старец Варлаам, о котором почти ничего не известно. В летописце Кириллова монастыря есть упоминание только о его смерти в 1514 году: “В лето 7022 месяца июля в 4 день на память иже во святых отца нашего Андрея Критского преставися старец Варлаам доброписец в Ферапонтове монастыре”.
Среди рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря до наших дней сохранилось иллюстрированное миниатюрами Евангелие ХV века с заметкой, что это "письмо Варлаама доброписца”. Эта приписка позволяет уточнить термин доброписец который следует относить не столько к ремеслу переписывания книг, сколько к искусству книжной миниатюры, то есть, по сути, к одному из направлений иконописания. Перепиской занимались многие монахи, и вряд ли только хороший почерк выделял старца Варлаама среди прочих переписчиков.
Сопоставляя даты, можно видеть, что старец Варлаам был не только современником иконописца Дионисия, но, возможно, одним из его помощников в период работы знаменитого мастера в Ферапонтове.
(с) Е.Стрельникова, село Ферапонтово
|