История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Известия Вологодского общества изучения Северного края Реставрация омфора XVII века патриарха Никона, Выпуск 8, 2000 г.

РЕСТАВРАЦИЯ ОМФОРА XVII ВЕКА ПАТРИАРХА НИКОНА, ВЫПУСК 8, 2000 Г.


Наталья Юрьевна Рябовичева

Художник-реставратор музейных тканей Новгородского государственного объединённого музея-заповедника г. Новгород


Реставрация омфора XVII века патриарха Никона


Рассматриваемый омофор является памятником древнерусского художественного шитья третьей четверти XVII века, вероятно, московской мастерской. Предположительно он принадлежит к облачениям патриарха Никона, занимавшего митрополичью кафедру в Новгороде до 1652 года.

Омофор представляет собой длинную сшитую на середине из двух частей прямоугольную полосу с многослойным шитьём размером 443, 5x31 см1. На концах каждой половины - по 3 горизонтальных композиции: на одном конце - изображение Московского Кремля с предстоящими фигурами святителей по 3 с каждой стороны, на другом - изображение Новгородского кремля, также с предстоящими. Выше и ниже изображений - полосы с шитыми жемчугом на золотом фоне литургическими надписями. Золотой фон шит сплошь металлической нитью на проём.

Изображение кремлевских крепостей с предстоящими фигурами исполнены древнерусскими швами золотыми и серебряными нитями с прикрепами цветными шелками. Лики шиты швом "по форме", контуры изображений обнизаны жемчугом.

На половине омофора с изображением Московского Кремля сохранилась шитая композиция "Восхождение на крест" в обрамлении четырехконечного креста и овала внутри него. Шитьё выполнено цветными шелками, атласным швом "по форме" и "в раскол", а также сплошным настилом драгоценными нитями или настилом последних "вприкреп". Контуры всех шитых изображений обнизаны жемчугом. По длинным сторонам омофор обрамляют атласные каймы, украшенные рельефным жемчужным шитьём в виде стилизованного растительного орнамента.

Вся поверхность омофора покрыта декоративным золотным шитьём - "кружевом" в виде растительного орнамента. Материал - золотная нить, фольга, струнцал. Концы омофора украшены кистями из золотных нитей с обнизанными жемчугом ворворками.

Памятник сохранился не в первозданном виде. Об этом свидетельствуют отсутствие некоторых шитых композиций, высветленные места на золотном "кружеве", отсутствие каймы на значительных участках. Кроме того, видно, что памятник сборный. Лицевое шитье выполнено в более ранние сроки и наложено на расшитую в более поздние сроки золотным кружевом полосу. Омофор состоит из нескольких слоёв шёлковой ткани в рубчик палевого цвета (основной фон), холщовой подкладки, ажурного золотого шитья, нашитых на него композиций лицевого шитья, подклада, выполненного из червчатого атласа.

Памятник поступил на реставрацию в конце 1994 года2. Экспонат находился в неудовлетворительном состоянии. Омофор выцвел, был сильно загрязнён и пропылён, деформирован, имел многочисленные утраты и сечения фона. На лицевом шитье наблюдались шелушения металлического шитья, просматривались сквозные разрывы на композиции "Восхождение на крест" и небольшие утраты, металлическая окрутка нитей золотного шитья частично разрушена, на значительных участках нарушена её целостность, деформация струнцалов. По всей длине края порваны, иссечены в местах сгиба. Жемчуг частично был утрачен, оставшийся осыпался. Кисти находились в неудовлетворительном состоянии: наблюдались обрывы и рассечения шнура "ножки", утраты золотой окрутки нитей, жемчужин. Одна кисть утрачена. Атлас под кистями иссечён, порван. Имели место бытовые укрепления кистей. Подклад червчатого атласа находился в аварийном состоянии, на значительных местах утраты повсеместно вдоль соединительных швов сечения.

В процессе реставрации памятник первоначально был обеспылен мягкой кистью. Произведён демонтаж подклада с последующей очисткой его 1%-ным раствором моющего средства "Каштан". Затем подклад был сдублирован на тонированную ткань 3%-ным мучным клеем. В местах сильных разрушений произведены штопки шёлковой нитью. На омофоре укреплён жемчуг по всему периметру памятника и на шитых композициях. Сделана очистка памятника пеной моющего средства "Каштан". В виду больших размеров памятника работа проводилась в большой прямоугольной ванне тампонированием греческой губкой последовательно по фрагментам. В местах разрушений подведён дублировочный шёлк-эксцельсиор, тонированный в цвет фона, с помощью 3%-ного мучного клея с последующим укреплением иглой-нитью. Закреплены золотные нити металлического шитья и отставшие фрагменты, устранена деформация струнцалов. Сделан частичный демонтаж шитой композиции "Восхождение на крест". Укреплены шелушащиеся нити и устранены продольные разрывы на одеждах фигур шёлковыми, подобранными в цвет нитками. Произведена реставрация кистей с предварительным удалением грубой нити после бытовой реставрации. Сделана отпрессовка памятника с целью устранения деформации.

Монтаж омофора находится в стации завершения. После завершения работы памятник будет помещён на стационарную выставку древнерусского лицевого и орнаментального шитья в музее.


Примечания:

1 Омофор хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике, инв. № 1633.

2 Реставрация омофора производилась в реставрационной мастерской НГОМЗ, реставратор Н.Ю. Рябовичева.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group