Наталья Юрьевна Рябовичева
Художник-реставратор музейных тканей Новгородского государственного объединённого музея-заповедника
г. Новгород
Реставрация омфора XVII века патриарха Никона
ассматриваемый омофор является памятником древнерусского художественного шитья третьей четверти XVII века, вероятно, московской мастерской. Предположительно он принадлежит к облачениям патриарха Никона, занимавшего митрополичью кафедру в Новгороде до 1652 года.
Омофор представляет собой длинную сшитую на середине из двух частей прямоугольную полосу с многослойным шитьём размером 443, 5x31 см1. На концах каждой половины - по 3 горизонтальных композиции: на одном конце - изображение Московского Кремля с предстоящими фигурами святителей по 3 с каждой стороны, на другом - изображение Новгородского кремля, также с предстоящими. Выше и ниже изображений - полосы с шитыми жемчугом на золотом фоне литургическими надписями. Золотой фон шит сплошь металлической нитью на проём.
Изображение кремлевских крепостей с предстоящими фигурами исполнены древнерусскими швами золотыми и серебряными нитями с прикрепами цветными шелками. Лики шиты швом "по форме", контуры изображений обнизаны жемчугом.
На половине омофора с изображением Московского Кремля сохранилась шитая композиция "Восхождение на крест" в обрамлении четырехконечного креста и овала внутри него. Шитьё выполнено цветными шелками, атласным швом "по форме" и "в раскол", а также сплошным настилом драгоценными нитями или настилом последних "вприкреп". Контуры всех шитых изображений обнизаны жемчугом. По длинным сторонам омофор обрамляют атласные каймы, украшенные рельефным жемчужным шитьём в виде стилизованного растительного орнамента.
Вся поверхность омофора покрыта декоративным золотным шитьём - "кружевом" в виде растительного орнамента. Материал - золотная нить, фольга, струнцал. Концы омофора украшены кистями из золотных нитей с обнизанными жемчугом ворворками.
Памятник сохранился не в первозданном виде. Об этом свидетельствуют отсутствие некоторых шитых композиций, высветленные места на золотном "кружеве", отсутствие каймы на значительных участках. Кроме того, видно, что памятник сборный. Лицевое шитье выполнено в более ранние сроки и наложено на расшитую в более поздние сроки золотным кружевом полосу. Омофор состоит из нескольких слоёв шёлковой ткани в рубчик палевого цвета (основной фон), холщовой подкладки, ажурного золотого шитья, нашитых на него композиций лицевого шитья, подклада, выполненного из червчатого атласа.
Памятник поступил на реставрацию в конце 1994 года2. Экспонат находился в неудовлетворительном состоянии. Омофор выцвел, был сильно загрязнён и пропылён, деформирован, имел многочисленные утраты и сечения фона. На лицевом шитье наблюдались шелушения металлического шитья, просматривались сквозные разрывы на композиции "Восхождение на крест" и небольшие утраты, металлическая окрутка нитей золотного шитья частично разрушена, на значительных участках нарушена её целостность, деформация струнцалов. По всей длине края порваны, иссечены в местах сгиба. Жемчуг частично был утрачен, оставшийся осыпался. Кисти находились в неудовлетворительном состоянии: наблюдались обрывы и рассечения шнура "ножки", утраты золотой окрутки нитей, жемчужин. Одна кисть утрачена. Атлас под кистями иссечён, порван. Имели место бытовые укрепления кистей. Подклад червчатого атласа находился в аварийном состоянии, на значительных местах утраты повсеместно вдоль соединительных швов сечения.
В процессе реставрации памятник первоначально был обеспылен мягкой кистью. Произведён демонтаж подклада с последующей очисткой его 1%-ным раствором моющего средства "Каштан". Затем подклад был сдублирован на тонированную ткань 3%-ным мучным клеем. В местах сильных разрушений произведены штопки шёлковой нитью. На омофоре укреплён жемчуг по всему периметру памятника и на шитых композициях. Сделана очистка памятника пеной моющего средства "Каштан". В виду больших размеров памятника работа проводилась в большой прямоугольной ванне тампонированием греческой губкой последовательно по фрагментам. В местах разрушений подведён дублировочный шёлк-эксцельсиор, тонированный в цвет фона, с помощью 3%-ного мучного клея с последующим укреплением иглой-нитью. Закреплены золотные нити металлического шитья и отставшие фрагменты, устранена деформация струнцалов. Сделан частичный демонтаж шитой композиции "Восхождение на крест". Укреплены шелушащиеся нити и устранены продольные разрывы на одеждах фигур шёлковыми, подобранными в цвет нитками. Произведена реставрация кистей с предварительным удалением грубой нити после бытовой реставрации. Сделана отпрессовка памятника с целью устранения деформации.
Монтаж омофора находится в стации завершения. После завершения работы памятник будет помещён на стационарную выставку древнерусского лицевого и орнаментального шитья в музее.
Примечания:
1 Омофор хранится в Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике, инв. № 1633.
2 Реставрация омофора производилась в реставрационной мастерской НГОМЗ, реставратор Н.Ю. Рябовичева. |