История
Достопримечательности
Окрестности
Церкви округи
Фотогалерея
Сегодняшний день
Библиотека
Полезная информация
Форум
Гостевая книга
Карта сайта

Поиск по сайту

 

Памятные даты:

 

Праздники

Памятные даты

 

Наши сайты:


Подготовьте себя заранее к поездке в

Ферапонтово

http://www.ferapontov-monastyr.ru/
http://ferapontov-monastyr.ru/catalog/
http://www.ferapontovo-pilgrim.ru
http://www.ferapontovo-archive.ru
http://www.ferapontovo-foto.ru/
http://www.ferapontov.ru/
http://www.patriarch-nikon.ru/
http://www.tsipino.ru/
http://a-russian-troika.ru
http://a-hippotherapy.ru

Прогноз погоды:


Ферапонтово >>>


Яндекс.Погода


На главную Карта сайта Написать письмо

На главную Библиотека Литературная страничка. ФЕРАПОНТОВО Фрески Ферапонтова монастыря В.Т. Георгиевского, 1911 г.

ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ В.Т. ГЕОРГИЕВСКОГО, 1911 Г.


ИЗДАНИЕ ВЫСОЧАЙШЕ УЧРЕЖДЕННОГО КОМИТЕТА ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О РУССКОЙ ИКОНОПИСИ


ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ В. Т. ГЕОРГИЕВСКОГО.


С приложениями 42 рисунков в тексте, 7 цветных таблиц и 40 таблиц фототипий.


С.-ПЕТЕРБУРГ Т-во Р. Голике и А. Вильборг, Звенигородская, 11 1911.


ПРЕДИСЛОВИЕ


Пятнадцатый век в истории русского искусства совпадает с усиленным строительством в Московском княжестве и в самой Москве и характеризуется блестящей деятельностью знаменитого Аристотеля Фиораванти, Петра Алоиза и др. художников, выстроивших Московский кремль и целый ряд палат и церквей во главе с Успенским и придворным Благовещенским соборами в Москве. В то же время в Московской Руси созидается несколько монастырей с их церквами, трапезными, кельями, башнями и стенами, – последователями отца северно-русского монашества пр. Серия, - пр. Кириллом Белозерским, пр. Пафнутием Боровским, Иосифом Волоцким и др. Все эти обширные и важные постройки требовали выдающихся художественных сил в лице архитекторов, а затем, иконописцев и стенописцев, которые украшали эти вновь построенные храмы фресками и иконами. Таким образом, XV в. в истории русского искусства является одним из наиболее важных и интересных.

Но в то время как памятники русской архитектуры этого периода, за немногими исключениями, уцелели и доступны для изучения, фрески и иконы почти все погибли для науки или испорчены позднейшими реставрациями. Этим и объясняется то обстоятельство, что XV в. в истории русского искусства является наиболее темным и менее всего изученным.

Нам посчастливилось найти в глухом углу Новгородского края, в полузабытом древнем Ферапонтовом монастыре целую стенную фресковую роспись, сохранившуюся почти чудом, принадлежащую кисти сотрудников знаменитого Аристотеля Фиораванти по украшению выстроенных им Успенского и Благовещенского соборов в Москве – иконописцев Великого Князя Иоанна III, – Дионисия и его сыновей – Феодосия и Владимира, продолжавших дело отца при дворе Великого Князя Василия III, и расписавших гораздо ранее храмы монастырей Пафнутьева Боровского, Иосифова Волоколамского, Спасо-Каменного и др. Изучение этой фресковой росписи Ферапонтова монастыря дало нам целый ряд ценных указаний для решения некоторых весьма важных вопросов в истории русского искусства XV–XVI в., как напр., о западном и юго-славянском влиянии, о царских жалованных иконописцах, о начале и происхождении школ, так называемых, московской и строгановской, и проч.

При отыскании художественных работ Дионисия и его школы в местах их деятельности, в монастырях Волоколамском, Пафнутьевом Боровском и Спасо-Каменном, во время нарочитых поездок по этим монастырям, нам удалось найти в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря весьма интересную рукопись (помещенную нами в приложении – опись этого монастыря 1545 года, дающую драгоценные сведения о художественной деятельности Дионисия, его сыновей, Феодосия и Владимира, и целого ряда других иконописцев-художников, сотрудников Дионисия по росписи Волоколамского монастыря, а затем работавших и на Великих Князей Московских. Интересна эта рукопись и во многих других отношениях, как сообщающая новые данные об убранстве церквей в XV–XVI в., имена писцов и переписчиков книг и проч.

Древнерусская иконопись так мало изучена, что представляет, по словам одного компетентнейшего знатока искусства, настоящий дремучий «лес» 1) [Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери. СПБ. 1911 г., стр. 18]. Если нам удалось сделать хотя некоторую небольшую просеку в этом „темном лесу", посредством издаваемой нами книги, мы будем считать свой труд не бесполезным.

В заключение приносим глубокую благодарность Высочайше учрежденному Комитету попечительства о русской иконописи, предоставившему свои средства на издание этой книги, и Председателю Комитета графу С. Д. Шереметеву, живо интересовавшемуся нашей работой и способствовавшему наилучшему изданию этой книги, – Товарищу Председателя Комитета – академику Н. П. Кондакову и членам Комитета Н. П. Лихачеву и Н. В. Покровскому, помогавшим нам своими ценными указаниями и советами, а также художникам В. М. Васнецову и Д. С. Стеллецкому, заботившихся об украшении книги, и фот. И. Н. Александрову, давшему наилучшие фотографические снимки с древней росписи Ферапонтовского храма.


В. Георгиевский.


1. КРАТКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФЕРАПОНТОВЕ МОНАСТЫРЕ.
2. ДРЕВНИЕ ХРАМЫ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ И ФРЕСКИ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ.
3. ФРЕСКИ ФЕРАПОНТОВСКОГО СОБОРНОГО ХРАМА. ХУДОЖНИК ДИОНИСИЙ И ЕГО ДЕТИ ФЕОДОСИЙ И ВЛАДИМИР.
4. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РАБОТ ДИОНИСИЯ И ЕГО УЧЕНИКОВ.
5. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРЕСКОВОЙ РОСПИСИ ФЕРАПОНТОВСКОГО СОБОРА РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ. ГЛАВНЫЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТОЙ РОСПИСИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Домашняя страница
священника Владимира Кобец

Создание сайта Веб-студия Vinchi

®©Vinchi Group